Вот еще интересное видео с другого канала - последнее выступление Джона Леннона (на самом деле предпоследнее, но это лишние детали).
Состоялось оно на приеме у какого-то магната, с которым тоже связана отдельная история, но не слишком важная. Важнее, что Леннон в этот момент просто выглянул из 5-летнего "отпуска" от музыкальной индустрии (во время которого "растил сына и пек хлеб").
Удивительно смотреть, насколько человек находится в своей тарелке, пока поет этот свой антикапиталистический гимн (песня Imagine о том, насколько мир был бы лучше без границ, стран, религий, богатства и жадности - кстати, в тот раз он вместо "без религии" спел "без эмиграции", возможно, потому что в те годы над ним шел суд, его пытались депортировать из США за критику войны во Вьетнаме).
По настоящему завораживающее выступление перед этими белыми скатертями и людьми, которых он явно презирает. А у группы с ним на сцене надеты маски на затылках - "чтобы подчеркнуть двуличие этой аудитории", как он потом сказал.
Маша Badda Boo вернулась в публичное пространство как музыкант, даже концерты начала давать постепенно и сделала канал, на котором выкладывает пока старые песни, но с хорошим звуком и официальные (а то во время ее 10-летнего "отпуска" на стримах ее песен зарабатывали другие, вообще не связанные с ней люди).
В далеком уже 2014 году Marantz выпустили свой единственный в линейке DAC:
Так как в блоге давно не было аудиофильских отступлений, напомню, что DAC - по-русски ЦАП - это цифро-аналоговый преобразователь, то есть прибор, который превращает цифровую информацию в электрический сигнал. То есть в звук.
ЦАПы часто встроены в аудио-приборы – в телефонах они тоже есть, и в беспроводных наушниках тоже – но так как качество звука в этих приборах относительно низкое, то и слишком качественный ЦАП им не нужен.
А вот если вы аудиофил с цепочкой настолько "прозрачных" устройств от файлов до колонок, что и различия в кабелях можно услышать, то и ЦАП вам потребуется... тоже хороший.
Бывают даже слишком хорошие ЦАПы – вот вариант этого года за $95,000, например:
И это совсем не самый дорогой, кстати. Страшнее представить, за сколько там усилители и колонки рядом.
Но вернемся на мидстейкс. Есть множество ЦАПов в районе $500-2,000, которые вполне годятся для большинства даже вполне аудиофильских систем. Не углубляясь в детали, отдельный качественный ЦАП генерирует плотный мощный сигнал, который позволяет лучше услышать музыку (при условии, что ваша система имеет достаточный запас/разрешение) – то есть станет слышно, как пальцы касаются струн, голоса станут более реальными, звуки более отчетливыми и так далее.
Пропущу абзац про технологии ЦАПов, но даже в мидстейкс категории между ними достаточно отличий, которые легко услышать. Основной момент в том, что ЦАПы делают вокруг чипов (это примерно как процессор в компьютере), и у каждого чипа немного свой подход к конвертации цифры в аналог, поэтому звук получает "характер" еще до всех прочих слоев, которые добавляет каждый производитель.
Аудио-индустрия постоянно идет вперед, заставляя даже самых ответственных производителей постоянно создавать новые устройства. Это сложно делать, когда ты уже выпустил в прошлом году самый лучший в мире усилитель, колонки или DAC, но рынок требует. Есть масса причин, кроме "качества" и характера, которые заставляют производителей использовать определенные чипы – часто это могут быть вообще не аудиофильские причины типа доступности, скорости производства и т.п.
Бывают и черные лебеди – многие легендарные ЦАПы были созданы на чипах AKM, но японская фабрика, где их делали, полностью сгорела в 2020-м, и с тех пор они уже не те. Wolfson WM8740, который 10 лет назад был фаворитом у любителей "теплого звука" и многих авторитетных производителей ЦАПов, теперь в основном можно встретить только в ЦАПах, собранных на коленке.
Почему американская (а теперь уже японская) компания Marantz решила использовать в своем идеальном ЦАПе (теперь уже точно, потому что новых они с тех пор решили не производить) достаточно непопулярный чип Cirrus Logic CS4398 – для меня останется загадкой, но мне всегда нравился звук Marantz, и по отзывам на форумах было ясно, что у этого ЦАПа он именно такой, каким должен быть.
Я не люблю покупать аудиотехнику с рук, но Marantz HD-DAC1 уже очень давно не производится, и новых в мире уже просто нет. Возможно, валяются где-то на складе у людей, которые не понимают свое везение. Но и их можно понять – найти покупателей на ЦАП 2014 года выпуска не так уж просто.
В общем, мне повезло его наконец поймать на аудиофильском форуме – почти новый, по заверению владельца (и по виду) использовался всего 30 часов. И заплатил я за него всего $300 (новый стоил ближе к $1000).
Думал, что придется тщательно сравнивать и искать отличия с моим прошлым сетапом, но тут буквально как будто убрали слой ваты из колонок. Просто слушаю уже третий час все любимые треки.
В такие моменты чувствуешь, насколько каждый человек все-таки остается в своем времени. Мир вокруг давно забыл про HD-DAC1, да и в целом отношение к звуку уже совсем другое, и музыка другая в тренде, и понятие "хорошего звука" поменялось. Такой ЦАП уже просто никогда не сделают.
Но мы с ним теперь сидим вместе в моей комнате, и отлично себя чувствуем!
swordfish, Ну если тебе даже Marantz зашел (сам очень люблю эту фирму. Был усилитель и до сих пор есть сидюк. Но стоит как мебель потому что появился ЦАП. Но именно ЦАП у них не очень удачный). Есть куда расти.
А какие остальные компоненты ,если не секрет.(усилитель,колонки)
c00l0ne, Про сам чип это чистый маркетинг. Сам он стоит 10-100 баксов. Звук делает "окружающая подтанцовка".
шашист @ 20.06.24c00l0ne, Про сам чип это чистый маркетинг. Сам он стоит 10-100 баксов. Звук делает "окружающая подтанцовка".
У меня creative-ae9 + наушники 600 омные китайские)
чтобы звучала топово надо сверху 100к руб и отправлять ее мастеру на доработку (замена усилителей и цепей конденасаторов )
но чип топовый : SABRE 9038
усилок клон naim для наушников...
После встроенной звуковой не хочется снимать наушники ...
leksafim @ 20.06.24а комната при этом подготовленная?
Хаха, видно подготовленного человека!
У меня колонки стоят на столе, по краям, так что это Spendor Classic 4/5. Это усовершенствованная версия колонок LS3/5A, разработанных в BBC, чтобы качественно сводить радио-трансляции в поездках прямо в машине. Для близкого прослушивания ничего лучше не придумано. Так что и требования к подготовке комнаты для них ниже, но за спиной у меня все, как нужно, без отражений звука.
Есть много современных версий - кроме Spendor, это Harbeth P3ESR и Proac Tablette, например. У всех у них немного разный характер. Я на реддите (на английском) описывал свой процесс выбора настольных колонок.
Усилитель тоже английский - Exposure XM5. Подумываю о том, чтобы купить не интегрированный и использовать предусилитель в HD-DAC1, раз уж дают, и там он наверняка получше. Но это далекий план – пока необходимости нет, использую fixed выход оттуда и регулирую громкость в XM5.
Luchik @ 20.06.24Объясни почему? На месте ничего не стоит. И эти цапы, думаю тоже.
"Такой" ЦАП больше не сделают не из-за технологических ограничений, а потому что требования аудиофилов и тренды рынка меняются. Устройства, сделанные 10+ лет назад, не обязательно хуже по качеству. Они просто другие, сделанные для других людей - вот как этот HD-DAC1 сделан для меня, но вряд ли понравится многим современным покупателям.
шашист @ 20.06.24Но именно ЦАП у них не очень удачный). Есть куда расти.
Ну понятно, что есть куда - вон, MSB Cascade можно прикупить! Но на моей системе вряд ли будет слышна разница.
c00l0ne @ 20.06.24Какой источник на входе, разницу в dsd/mp3/flac слышно?
Слушаю Tidal, там FLAC до 24 бит / 192 кгц. Между 320 MP3 и FLAC лучше качеством слышно, конечно.
Animatronio @ 20.06.24Никто здесь не отличит мп3 от flac, не говоря о разных сетапах конденсаторов, цапов и усилителей
Такое часто пишут люди, которые пытаются услышать разницу между FLAC и MP3 на айфоне, в беспроводных наушниках или на какой-то бытовой системе низкого разрешения. Это примерно как смотреть видео на телефоне с разрешением 1080p и утверждать, что нет разницы между видео 4K и 8K. Ты там действительно не увидишь отличий, потому что у телефона нет способности их показать.
И действительно, с колонками и усилителем за $500 обычно нет никакого смысла покупать, например, DAC дороже этой суммы, потому что и гораздо более грязного сигнала хватит с запасом, потолок низкий.
swordfish @ 20.06.24Хаха, видно подготовленного человека!
У меня колонки стоят на столе, по краям, так что это Spendor Classic 4/5. Это усовершенствованная версия колонок LS3/5A, разработанных в BBC, чтобы качественно сводить радио-трансляции в поездках прямо в машине. Для близкого прослушивания ничего лучше не придумано. Так что и требования к подготовке комнаты для них ниже, но за спиной у меня все, как нужно, без отражений звука.
Есть много современных версий - кроме Spendor, это Harbeth P3ESR и Proac Tablette, например. У всех у них немного разный характер. Я на реддите (на английском) описывал свой процесс выбора настольных колонок.
Усилитель тоже английский - Exposure XM5. Подумываю о том, чтобы купить не интегрированный и использовать предусилитель в HD-DAC1, раз уж дают, и там он наверняка получше. Но это далекий план – пока необходимости нет, использую fixed выход оттуда и регулирую громкость в XM5.
"Такой" ЦАП больше не сделают не из-за технологических ограничений, а потому что требования аудиофилов и тренды рынка меняются. Устройства, сделанные 10+ лет назад, не обязательно хуже по качеству. Они просто другие, сделанные для других людей - вот как этот HD-DAC1 сделан для меня, но вряд ли понравится многим современным покупателям.
Ну понятно, что есть куда - вон, MSB Cascade можно прикупить! Но на моей системе вряд ли будет слышна разница.
Слушаю Tidal, там FLAC до 24 бит / 192 кгц. Между 320 MP3 и FLAC лучше качеством слышно, конечно.
Такое часто пишут люди, которые пытаются услышать разницу между FLAC и MP3 на айфоне, в беспроводных наушниках или на какой-то бытовой системе низкого разрешения. Это примерно как смотреть видео на телефоне с разрешением 1080p и утверждать, что нет разницы между видео 4K и 8K. Ты там действительно не увидишь отличий, потому что у телефона нет способности их показать.
И действительно, с колонками и усилителем за $500 обычно нет никакого смысла покупать, например, DAC дороже этой суммы, потому что и гораздо более грязного сигнала хватит с запасом, потолок низкий.
Ты действительно проводил слепые тесты, которые показали, что ты уверенно это всё различаешь?
swordfish @ 20.06.24лучше качеством
Там скорее всего не качество лучше, а сам аппарат вносит изменения в сигнал так, что лично тебе нравится больше. На фирмовых студиях может и используется какой-то супер дорогой АЦП за 100к, но я хз зачем, если только какие-то музыканты заморачиваются специально этим.
Animatronio @ 20.06.24Ты действительно проводил слепые тесты, которые показали, что ты уверенно это всё различаешь?
Какие еще слепые тесты? Нет совсем никаких проблем услышать разницу между MP3 (даже 320 kbps) и FLAC (пусть даже CD-качества 16/44). Для этого достаточно довольно низких пороговых значений у усилителя и колонок (или наушников).
Это не как аудиофильские споры про разницу в кабелях или когда сравнивают качество 24/192 кгц и 32/384 кгц в записях классической музыки. Для этого уже нужна не только аппаратура с запредельными SNR и прочими значениями всех устройств в цепочке, но и достаточно молодые и чистые уши.
Звукорежиссер Стив Альбини, про которого я выше писал, рядом с пультом поэтому всегда держал стакан с очень длинными палочками для чистки ушей.
Все зависит от того, на чем ты слушаешь, но и что именно слушаешь. Много электронной музыки делается из сэмплов качества MP3 192 kbps. Конечно, там никакой мастеринг не поможет что-то вытащить, и особой разницы с любым FLAC на одной и той же системе, даже высокого разрешения, не будет.
koscience @ 20.06.24А зачем это надо делать в машине?
У репортеров на радиостанциях не было выбора - нужно было прямо в дороге все сводить, а качество звука требовалось хорошее, особенно у средних частот (чтобы и слушателей с дорогими радиоприемниками не расстроить).
На Википедии есть отдельная статья про эти колонки и их историю:
https://en.m.wikipedia.org/wiki/LS3/5A
Как это регулярно бывает, решали сложную узкую задачу, а создали шедевр, который определил стандарты дизайна небольших колонок на десятилетия вперед.
swordfish @ 20.06.24Хаха, видно подготовленного человека!
У меня колонки стоят на столе, по краям, так что это Spendor Classic 4/5. .
Усилитель тоже английский - Exposure XM5.
Симпатичный сетап.
Слушаю Tidal, там FLAC до 24 бит / 192 кгц
Марантц разве поддерживает Тидаловский MQA? Почему не Qobuz?
Ну понятно, что есть куда - вон, MSB Cascade можно прикупить! Но на моей системе вряд ли будет слышна разница.
Ну такой тебе нафиг не надо. Я все про тот же массмаркет. Тот же Teac-503 получше играет. Ну или какие-нибудь старые топчики типа Chord. Просто остальные компоненты немного выше классом.
Прокравяка @ 20.06.24Там скорее всего не качество лучше, а сам аппарат вносит изменения в сигнал так, что лично тебе нравится больше. На фирмовых студиях может и используется какой-то супер дорогой АЦП за 100к, но я хз зачем, если только какие-то музыканты заморачиваются специально этим.
Ты немного не понимаешь для чего ЦАП нужен. Он нужен только для того,чтобы максимально "правильно" передать сигнал. В системе ЦАП-усилитель-колонки он меньше всего вносит изменение в сигнал. Это тебе не вертак с гармоническими искажениями "приятными для человеческого уха".
Там нет гостя и ведущего, это равноправные участники! В следующем выпуске, надеюсь, заголовок это отразит.