Научиться контролировать свои эмоции (держать их на одном, оптимальном уровне), вот одна из моих задач на ближайшее время.
Причем, уверен, что все эти практики помогут мне не только при игре в покер, но и в повседневной жизни.
Слишком часто я испытываю дичайшую радость и невинный, породистый гнев.
Таблетки Валерьяны и Пустырника не совсем то, не совсем тот эффект (краткосрочный).
Все это не перешагнув еще и 30-ти летний рубеж. Не хочу загнуться к 40 от инсульта в порыве гнева.
Параллельно настраиваюсь на то, чтобы бросить курить, слишком долго я дружу с этим дерьмом (больше 12 лет).
Вместе совсем этим, начать хорошо играть в покер, не претендую на всякие там лавры, но на сегодняшний день в свободном доступе столько бесплатной инфы, что при должном уровне самоотдачи пройти микро и закрепиться на мидстэйк, сможет любой, вопрос только во времени, в умении усваивать информацию и раскладывать её в нужном порядке в своей голове.
Бог мне в помощь во всех начинаниях, надеюсь у меня все получится.
3 (три, не З) задачи на ближайшее время:
1) Научиться контролировать свои эмоции так, чтобы жена не могла понять, когда меня дико переехали, а когда я выиграл банк на 500 бб
2) Бросить дружить с табаком
3) Хорошо играть в покер (просто хорошо играть)
Глава из книги "Игры разума" Э М О Ц И И
ЭМОЦИИ ЭТО НЕ ПРОБЛЕМА. Это ключ к обретению мастерства.
Фундаментальное отличие классической покерной психологии от
этой книги заключается в подходе к рассмотрению вопроса об
эмоциях.
Классическая психология рассматривает эмоции как
причину проблем за покерным столом, и нет ничего удивительного в
том, что она побуждает вас становится роботоподобными,
обманывать свой разум или пытаться отрешиться от всех своих
эмоций. По сути, вам внушают, что гнев, страх или чрезмерная
уверенность в себе это очень плохо, и вы пытаетесь избавиться от
всех этих чувств. Конечно, вашей главной целью остается
избавление от негативных эмоций, но правда состоит в том, что они
являются лишь симптомами, а не действительными причинами
вашей некачественной игры.
Нужно немного углубиться в изучение предмета, чтобы найти
настоящую причину ваших эмоциональных проблем, и когда вы
этим займетесь, то поймете, что эмоции выполняют совсем другую
роль. Эмоции, которые когда-то рассматривались, как проблема,
теперь служат определенной цели: они подчеркивают слабые места
вашей психики во время игры. По сути, эмоции являются
осведомителем, который сообщает вам, над чем именно вам стоит
поработать в плане психологии. А вот если вы не понимаете, что до
вас пытается донести осведомитель, то тогда, конечно, вы пытаетесь
с ним покончить.
Эмоции создают вам проблемы, когда лики в вашем подходе к игре
провоцируются определенными событиями за столом. Поговорим о
бэд бите, к примеру. Сам бэд бит не является причиной тильта. Если
бы именно он вызывал тильт, то все игроки одинаково бы
реагировали на него; но ведь некоторые могут продолжать хорошо
играть, независимо от того, насколько обидным был переезд. Таким
образом, сам по себе бэд бит не вызывает тильт; тильт возникает по
другой причине. И причина эта – неправильный подход,
неправильное восприятие самой игры, например, ощущение, что вы
слишком хороши, чтобы проиграть плохому игроку. И когда вы, в
таком случае, все же проигрываете ему, вы, конечно же, злитесь.
Таким образом, бэд бит провоцирует тильт только в том случае, если
в вашем психологическом подходе к игре содержится лик (например
тот, о котором мы только что говорили).
Равновесие
Когда вы начинаете рассматривать эмоции как симптом, а не как
причину, вам становится доступен абсолютно новый принцип
решения проблемы: «равновесие». Равновесие подразумевает, что
вы оставляете все положительное, что могут привнести в вашу игру
эмоции, и избавляетесь от эмоций отрицательных. Когда вы
разбираетесь с проблемами, вызывающими ваши негативные
эмоции, такие как гнев или страх, эти эмоции исчезают. Идея
равновесия поначалу может показаться странной, но вы, сами того
не осознавая, уже пользовались ею.
Устраняя психологические лики, вы становитесь психологически
выносливыми. Игроки частенько об этом говорят, но совсем
немногие знают, как на самом деле накачать психологические
«мускулы». Они обычно думают, что сила разума приходит просто
когда у вас имеется определенный настрой. Но такая кажущаяся
сила будет временной, ведь, получается, что вы сознательно
игнорируете свои психологические слабости. В итоге, вы чувствуете
себя уверенными, независимыми от тильта и бесстрашными, но
лишь на короткое время, и вся ваша сила – всего лишь иллюзия.
Ваши слабости остались с вами, скрытые внутри, чтобы потом снова
заявить о себе, доставив вам очередные неприятности.
А вот достижение равновесия есть обретение настоящей силы
разума. Это нелегко, но эта книга целиком и полностью посвящена
тому, чтобы упростить вам задачу.
Сбои разума
У разума есть одна важная функция, о которой часто не
задумываются не только покеристы, но и вообще люди. А
нежелание понять ее чревато тем, что у вас возникнут проблемы с
попытками контролировать и решать свои эмоциональные
проблемы.
Для начала немного информации для более четкого понимания
процесса работы мозга. Мозг оперирует в иерархическом режиме.
На первом его уровне содержатся все основные функции, такие как
пульс, дыхание, баланс, режим сна и активности.
Бессознательная компетенция там же. Второй уровень мозга – система эмоций,
третий – пристанище всех высших его функций, таких как
способность к размышлению, планированию, восприятию,
ощущениям, организации и эмоциональному контролю. И
существует вот такое правило:
Когда эмоциональная система становится чрезмерно активной,
она мешает работе высших функций мозга.
Перефразирую: Если ваши эмоции хлещут через край, вы начинаете
принимать плохие решения за покерным столом, так как ваш мозг
больше не может «думать» так, как следует.
Происходят также вот
такие вещи:
* Ваш разум начинает «тормозить»
* Вы упускаете ключевые моменты раздачи
* Вы переоцениваете важность определенной информации
или заостряете внимание на ненужной информации
* Вы знаете, как нужно поступить, но ваш разум словно
затуманен
* Вы снова начинаете совершать старые ошибки
К сожалению, когда вы отдаетесь во власть эмоциям, потерю
контроля над высшими функциями мозга избежать никак не удастся.
Это врожденная особенность нашего разума, и изменить ее мы не в
силах. Тут приходит на ум распространенное выражение «дерись
или беги» - ваш разум действительно дает сбой, зависая как
компьютер, и не оставляет вам большого выбора.
И хотя вы не можете повлиять на этот неутешительный факт,
нетрудно догадаться, что установить контроль над своими
эмоциями, и таким образом улучшить психологическую
составляющую вашей игры, все же в ваших силах.
Прежде всего, вам нужно пытаться контролировать свои эмоции,
прежде чем вы достигнете своего эмоционального порога (тот
момент, начиная с которого ваши эмоции блокируют высшие
функции мозга); иначе все ваши действия будут бесполезны. Очень
часто разные стратегии в области психологии рассчитаны на то, что,
когда вы тильтуете, вам легко размышлять. Ничего подобного. Ваш
мозг эту способность просто блокирует.
Кроме того, если вы соедините это правило с МОЛВ, у вас
получится отличный инструмент для определения способностей,
входящих в вашу Неосознанную Компетенцию. Когда ваши эмоции
слишком сильны, вы теряете контроль над теми способностями,
которые все еще находятся в процессе усвоения – над Осознанной
Компетенцией*. И что остается? Неосознанная компетенция. Когда
вы тильтуете, или слишком нервничаете из-за размера банка, знания
и способности, которые вы применяете, чтобы принять решение в
раздаче, происходят только из области Неосознанной Компетенции.
Вот почему ваши решения в таких ситуациях столь далеки от
ожидаемого; все, что находится еще в процессе усвоения, не в силах
прийти вам на помощь.
Две причины возникновения эмоций
В введении к этой главе мы упомянули о том, что эмоции вызваны
пробелами в вашей Неосознанной Компетенции, которые дают о
себе знать после бэд битов, ошибок и проигрышей. Но есть еще одно
место, ответственное за появление эмоций, которое не стоит
списывать со счетов: ваш разум.
Когда вы начинаете чувствовать беспокойство, гнев, или недостаток
мотивации, разум может умножить эти эмоции. Таким образом, вы
начинаете еще больше беспокоиться, если почувствовали
беспокойство; тильтуете сильнее после того, что заметили, что вы
разгневаны; ваша мотивация падает еще сильнее потому, что вы
осознаете, что ее и так почти не было. Такое умножение эмоций
затрудняет вашу задачу контролировать себя.
Накопившиеся эмоции
Обычно размер накопленных эмоций увеличивается и уменьшается
в течение дня. После сессии, во время которой вы потеряли
некоторую сумму денег, накопившееся разочарование начинает
рассеиваться сразу после окончания игры, и вскоре вовсе пропадает.
Для кого-то не проблема избавится от чувства разочарования в
течение нескольких минут, некоторым же в особо трудные дни
требуется пара часов плюс поход в фитнес-клуб. В любом случае,
когда в следующий раз вы снова садитесь играть, никакого чувства
разочарования вы не чувствуете, словно его и не было.
Однако, иногда эмоции не покидают вас полностью. И тогда в
следующий раз, когда вы сядете за игру, начать с чистого листа не
получится – этому помешают остаточные эмоции, не выветрившиеся
из вашего разума с прошлого раза. Может показаться, что в этом нет
ничего страшного, но наличие этих остаточных эмоций (тильт,
чрезмерная уверенность, сомнения) означает, что ваш
эмоциональный порог снизился, и вам теперь потребуется меньше
эмоций, чтобы его достичь. Соответственно, вы быстрее начинаете
тильтовать, быстрее начинаете “защищать” свой выигрыш, или
начнете “зависать” уже после розыгрыша пары больших банков.
Такие накопленные в течение нескольких дней эмоции затрудняют
вам игру в те дни, когда вам отчаянно везет или, наоборот, не
заходит. Со временем вашему разуму становится все труднее и
труднее “перезагружаться” из-за этих эмоций, которые вы испытали
во время предыдущих сессий. Они накапливаются понемногу, день
за днем, пока внезапно вы не затильтуете после первой же
проигранной раздачи, или не выйдете из игры сразу же после
выигрыша пары бай-инов в страхе, что снова их проиграете.
Эмоции могут накапливаться в течение неделей, месяцев и даже
годов. Приведем в пример игрока, который считает, что ему
постоянно не везет (вам не кажется, что такие встречаются очень
редко, нет?). Итак, он играет на протяжении месяцев, лет, и с
каждым разом, когда он проигрывает монетку, или когда его
переезжают, накапливается его гнев. Этот “эмоциональный багаж”,
как его часто называют, давит на его разум и заставляет его
реагировать не совсем адекватно. Проигрыш обычного коинфлипа
повергает его в дикое бешенство, потому что на самом деле он так
реагирует на проигрыш всех коинфлипов, которые случались в
прошлом – а не только на этот.
Бороться с этими «накопившимися эмоциями», или эмоциональным
багажом, очень трудно, потому что вам приходится бороться с
эмоциями, появившимися в день игры из-за проигрыша, ошибок,
или чрезмерного везения, и вдобавок с теми, что накопились к тому
времени. Если они выйдут из под вашего контроля, то они быстро
одолеют все преграды в вашем разуме и лишат вас возможности
трезво мыслить; после чего вы начнете тильтовать, «тормозить» во
время розыгрыша большого банка, или верить, что вы бог покера.
Единственным способом справиться с этой проблемой – работать
над ней вне игрового времени с целью уменьшить количество
накопившихся эмоций.
По сути, работа, которую нужно проделать вне игрового времени
для того, чтобы справиться с пробемой накопившихся эмоций,
ничем не отличается от работы над каким-нибудь сложным
техническим аспектом покера, которую вы не можете выполнить,
когда вы за столами, например расчет эквити в сложных ситуациях
или вычисления по модели ICM.
Спектр эмоций
У каждого вида эмоций есть спектр, в масштабах которого они
двигаются по мере усиления или накопления. Четыре основных вида
эмоций, о которых идет речь в этой книге – гнев, страх, мотивация и
уверенность – имеют спектры:
* Гнев начинается с обычного разочарования и заканчивается
диким тильтом
* Страх: от неопределенности до фобии
* Мотивация: от лени и безнадежности до высшей степени
вдохновленности
* Уверенность: от полного отсутсвия уверенности до
убежденности в том, что вы бог покера
Хотя, вероятно, для вас эта новость и не нова, но эмоции,
существующие в рамках одного спектра, часто кажутся не
связанными друг с другом. Если же вы будете помнить об их общем
происхождении, вам будет легче распознать их накопление. Чем
лучше вы справитесь с этой задачей, тем успешнее у вас получится
предотвратить пересечение эмоционального порога и сохранить
контроль над своими эмоциями.
Сомнения, беспокойство, страх и фобия – это производные неопределенности
Вот пример построения эмоций в спектре: у игрока может появится
некоторое чувство неопределенности после того, как он провел
тяжелый, минусовый игровой день, и он не уверен, сыграл ли он
действительно плохо или же просто испытал на себе действие
отрицательной дисперсии. Затем, через несколько дней, в течение
которых ему непосчастливилось постоянно попадать в топ
диапазонов своих оппонентов, он начинает сомневаться в качестве
своей игры. Сомнения одолевают его, он начинает перепроверять
свои решения, не доверять своему внутреннему чутью, и, конечно
же, совершать ошибки. Затем, при розыгрыше больших банков он
уже начинает беспокоиться, так как боится совершить ошибку.
Разумеется, эти ошибки он совершает, так как его разум уже начал
давать сбой. Теперь, когда игрок и играет плохо, и переживает
даунстрик, его беспокойство появляется еще перед тем, как он
начинает сессию. Простой мысли об игре достаточно для того,
чтобы лишить его спокойствия. Со временем, это беспокойство
превращается в настоящую боязнь проиграть. Тогда этот игрок
прекращает играть столько, сколько требуется, а вместо этого
проводит больше времени за работой над своей игрой в попытках
понять, как же научиться играть идеально и не проигрывать.
Эмоции и результаты
Эмоции для игры просто необходимы. Проблема возникает лишь
тогда, когда эмоций слишком много или, наоборот, слишком мало.
Причем это правило работает как в случае положительных, так и в
случае отрицательных эмоций. Чрезмерная самоуверенность –
проблема, потому что мешает вам здраво мыслить. Усталость – тоже
проблема, потому что из-за нее у вас просто нет сил на то, чтобы
здраво мыслить.
Понимание связи между эмоциями и вашей игрой, связи, о который
мы сейчас и поговорим, облегчит вам процесс прогрессирования.
Закон Йеркса-Додсона (звучит как: «по мере увеличения
интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по
колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после
перехода через точку наиболее высоких показателей успешности
деятельности, постепенно понижается») характеризует связь между
уровнем возбуждения (психологический термин для описания
уровня эмоций, энергии, концентрации или стресса) и качеством
игры покериста. Согласно этому закону, качество вашей игры
увеличивается с увеличением уровня ваших эмоций... но только до
определенной черты.
Если эмоции продолжают усиливаться и переваливают за условный
порог (верхушка кривой на графике), то качество игры и результаты
падают, так как эмоциональная система начинает блокировать вашу
способность мыслить. У вас не получается продолжать так же
качественно играть, так как не получается так же качественно
мыслить; а когда вы не можете качественно мыслить, то и не можете
пользоваться теми способностями, которые вы еще не полностью
усвоили.
В левой части графика происходит противоположный процесс.
Когда у вас слишком мало эмоций, которые побуждали бы вас
активно размышлять, например, вы немотивированны играть или
очень устали, вашему разуму не хватает энергии для того, чтобы
функционировать должным образом. Если он эту энергию не
получит, вы будете играть так же плохо, как если бы находились в
тильте.
Основная стратегия, которой посвящена следующая глава книги,
поможет вам удерживать уровень ваших эмоций на уровне,
требуемом для того, чтобы ваши показатели соответствовали
верхушке линии на вышеприведенном графике. Это поможет вам
чаще играть в свой лучший покер, одновременно работая над
психологическими недостатками, создающими неразбериху в вашей
игре.
Потому-что отсыпают по полной
Вот на кой хер я вчера тильтовал??