😎 Советы от ПРО . Часть 7: для новичков!
Традиционные советы от Firestorm в эфире! В этот раз для тех, кто делает свои первые шаги в спинах 😎
Советы от ПРО. Часть 1
Советы от ПРО. Часть 2
Советы от ПРО. Часть 6
Если вы читаете этот текст — значит, вы уже где-то между первой сотней турниров и первыми мыслями "а может, все-таки пора апнуться по лимитам?”.
Это очень хороший этап. В нём есть всё: энтузиазм, ошибки, тильт, кайф от выигранного крупного множителя, желание глубже разобраться в игре и... каша в голове.
Чтобы не увязнуть в современном потоке видео, чартов, раздач и мемов про фишей, вот 3 ключевых совета, которые точно работают в 2025 году и проверены многочисленными учениками Firestorm.
➡️ 1. Мышление диапазонами — с нулевого турнира
Сколько мы слышали, как начинающий игрок на скоординированной доске говорит "я пушу, потому что у меня ТПТК" и получает лёгкий колл от готовго стрита. Потому что он не думает о диапазоне оппа, он думает о своей руке.
❗ В спинах твоя задача — играть против спектра, а не против "руки, которая, кажется, старше".
Что делать:
➤ Не принимай решений по карте. Всегда задавай вопрос: "С каким диапазоном он может так сыграть, и как моя рука стоит против этого диапазона?"
➤ Используй префлоп чарты, но понимай, зачем ты играешь ту или иную руку, а не просто играй по табличке.
➤ Вводи привычку: перед тем как сделать ход, проговори ситуацию в терминах диапазонов, хотя бы в голове.
➡️ 2. Эксплойт против поля — твой главный чит-код в 2025 году
GTO - это прекрасно. Но на низких лимитах (вплоть до десяток) большинство игроков далеки от баланса. У них огромные перекосы, и если ты умеешь их находить — ты апаешься по лимит быстрее и зарабатываешь больше.
🔍 Игрок, который думает "я всегда ставлю 1/3 в эту текстуру, потому что так говорит GTO”, упускает возможность забирать больше у фиша, который не балансирует линии и играет по карте.
Что делать:
➤ Делай нотсы на игроков: кто оверфолдит, кто не пушит, кто тянет слабые совпадения и дрова до ривера.
➤ Подстраивай сайзинги и линии под оппов. Против пассивного - ставь жирно на вэлью. Против агрессивного - давай возможность блефовать в тебя.
➤ Научись отклоняться осознанно, не наугад. Эксплойт - это не "фуллрандом", это точечное использование слабостей.
➡️ 3. Контроль тильта — обязательная часть игры
В спинах диспа выше, чем ты думаешь. Стеки маленькие, бэдбиты частые, монетки летят одна за одной. Твоя задача - держать голову холодной, особенно когда турнир заканчивается за 1,5 минуты кулером.
💡 В 2025 выигрывают не только те, кто играет лучше. А те, кто играет лучше и спокойнее справляется с даунстриками.
Что делать:
➤ Ограничь сессии: играй отрезками по 30–60 минут, а не марафонами без остановки.
➤ Заведи покерный дневник, записывай ощущения после сессии: злость? усталость? автоматизм? — это все важно.
➤ После даунстрика не лезь отыгрываться. Лучше разбери раздачи или посмотри тренировки, пока снова не восстановишь нейтралку.
Ваши первые турниры — это база, на которой вы либо построите устойчивую игру, либо будете бесконечно гоняться за "удачными сессиями".
Хотите пройти путь быстрее? Учитесь не только играть, но и анализировать, наблюдать, подстраиваться. Это и есть настоящее развитие регуляра спинов в 2025 году.
Увидимся на финалках.
Ставьте ➕, если хотите продолжение серии "Советы от ПРО"!
Я думаю это самый важный пункт на ближайшие 3-5 лет👍
Подходящие ситуации для использования блокбета
Быть вне позиции в покерной руке - это как если бы вы оказались в джунглях: вы не знаете, куда идти, а даже если и знаете, то неизвестно, какие опасности могут скрываться в ближайших зарослях. Если у вас нет железного натса, то вы всегда рискуете, что он есть у вашего противника, ну или, по крайней мере, они могут так презентовать свою руку. Итак, когда вы оказываетесь на терне или ривере и не хотите сталкиваться с большой ставкой, как вы можете вернуть себе немного контроля и не дать вашему противнику в позиции поставить вас перед сложным решением? Один из способов — использовать блокирующую ставку или блокбет.
Блокирующая ставка (блокбет) — это небольшая ставка (обычно от 10% до 30% банка), сделанная игроком вне позиции на терне или ривере.
Идея блокбета на терне заключается в том, что вы либо хотите получить вэлью и продолжить наращивать банк с рукой, которая, по вашему мнению, лучше, чем у вашего оппонента, либо хотите увидеть дешевый ривер с дро или маргинальной рукой. Он используется в ситуациях, когда, если вы сделаете чек, ваш оппонент, скорее всего, сделает среднюю или большую ставку.
На ривере блокирующая ставка используется, чтобы:
✔️ выжать тонкое вэлью, когда вы думаете, что ваш оппонент не сможет сфолдить,
✔️ ограничить (блокировать) размер ставки оппонента: попытаться получить дешевый шоудаун в ситуациях, когда ваш оппонент может сделать большую ставку, если вы сделаете чек,
✔️ спровоцировать лузовый колл, а также рейз или блеф от агроманьяка, когда у вас очень сильная рука.
Важно: блокбет — не слабость. Это продуманный ход, особенно в спинах, где оппы часто переоценивают агрессию.
Вы также можете увидеть блокбеты на флопе, но ставки без инициативы на флопе обычно называются донкбетами.
В спинах блокбет работает особенно хорошо, потому что поле любит овербетить на ривере, часто чекает сильные руки, не умеет блефрейзить и плохо реагирует на сайзинги 1–2 бб, особенно в хедз-апе. Блокбеты обычно используются против оппонентов, которые играют более тайтово. Всегда будьте осторожны, используя их против более опытных игроков, поскольку они могут поставить вас в трудное положение, блефуя рейзом.
Теперь давайте рассмотрим четыре ситуации, в которых есть смысл использования блокирующей ставки.
📌 Чтобы дешево увидеть карту
В ситуации, когда опп прочекал флоп, а у вас есть дро, вы можете рассмотреть возможность использования блокбета, поскольку хотите увидеть карту ривера дешево, надеясь завершить свое дро. Если вы сделаете чек, ваш оппонент может сделать большой дилей контбет и лишить вас эквити, которое у вас есть.
Если ваш оппонент рейзит ваш блокбет, вы можете просто сфолдить свою руку. Но если ваш оппонент коллирует блокирующую ставку, у вас есть варианты на ривере. Если ваши дрова закрываются, вы можете просто продолжать ставить на вэлью. Но если вы промахнетесь, вы можете превратить свою руку в блеф, презентуя силу. В конце концов, ваш оппонент сделал чек на флопе, поэтому у него может не быть достаточно сильной руки, чтобы уравнять ставку на ривере.
📌 Чтобы избежать крупной ставки
Предположим, что вы защищаетесь с рукой средней силы. Никаких очевидных дро не закрылось ни для вас, ни для вашего оппонента, и вы хотели бы дойти до вскрытия с небольшими потерями.
Если вы сделаете чек, ваш оппонент может сделать крупную ставку, возможно, даже овербет. Независимо от того, что вы думаете о его диапазоне, это ставит вас в сложную ситуацию. Однако если вы сделаете небольшую блокирующую ставку — ту, которую, по вашему мнению, могут уравнять, но, скорее всего, не зарейзят, то вы либо заставите противника сбросить карты, либо получите велью от худшей пары, либо потеряете всего лишь небольшой банк. Если ваш блокбет зарейзят, вы сможете спокойно сфолдить свою руку (если только вам не удастся каким-то образом разоблачить блеф!).
📌 Чтобы спровоцировать блеф от агроигрока
Иногда вам может понадобиться использовать блокбет с сильной рукой, даже если вы всей душой жаждете сделать большую ставку и получить вэлью.
У вас натс и на ривере вы решаете сделать небольшой блокбет. Блокбет может побудить оппонента сделать рейз, либо в качестве блефа, либо ради того, что они считают вэлью. В худшем случае он просто сделает колл с сильной рукой, и вы упустите велью, но, по крайней мере, вы все равно выиграете банк. Но в лучшем случае: он сделает большой блеф-рейз, и вы выиграете гораздо больше.
📌 Получить вэлью / отскочить
Иногда вы можете использовать блокбет, чтобы упростить свои решения. Вы либо получаете немного дополнительного вэлью с маргинальной рукой, либо у вас есть легкий фолд, если вас порейзят.
Что нужно запомнить:
➤ Блокбет — это не слабость, а инициатива в микроформе.
➤ Он работает против капнутых диапазонов, пассивных оппов и в тонких вэлью-спотах.
➤ На лимитах до 10 в Spin&Go очень мало кто эффективно умеет в контр-игру против блокбетов.
Совет от Firestorm: после сессии просмотрите риверы, где вы прочекали и потом получили ставку — и представьте, что бы изменилось, если бы вы сами поставили блокбет. В некторых случаях — это было бы +EV решение.
5 нотсов, которые важно не пропустить
Многие игроки изо всех сил пытаются выйти на новый уровень, некоторые стремятся продвинуться в игре с помощью таких концепций, как GTO.
Хотя изучение новых концепций — полезная практика, важно не забывать, что один из важнейших навыков в покере, который сделает вас успешным, — это адаптация. В онлайн-покере вы играете против множества игроков, которые совершают всевозможные ошибки, и сложно отслеживать их только с помощью запоминания ников. Это сильно отличается от живого покера, где запоминать лица для большинства игроков значительно проще.
Запись нотсов чрезвычайно полезна, поскольку они помогут вам поднастроить свою игру и максимизировать свои выигрыши, максимально используя лики противников. Многие игроки не заботятся о нотсах. Это колоссальная ошибка. Вы можете получить массу информации от своих противников, которую вы абсолютно не должны игнорировать.
Сегодня мы покажем вам пять быстрых и простых в обнаружении паттернов поведения, которые сильно помогут вам в дальнейшем.
✍🏻 Игра слишком большого количества рук на префлопе
Первое, что вы не хотите упустить при записи нотсов, — это когда диапазон ваших оппонентов слишком лузовый на префлопе.
Когда вы видите, что кто-то коллирует ваш 15bb пуш с 56s, вам определенно нужно это пометить. То же самое касается ситуаций, когда кто-то коллирует 3-бет или лимп-коллирует со слабой рукой. Если вы знаете, что против вас играет диапазон, который может быть настолько широким, что может состоять буквально из любых двух карт, это вам очень поможет.
✍🏻 Блеф-рейз на постфлопе
Когда вы сталкиваетесь с рейзом на постфлопе, особенно чек-рейзом, или, возможно, рейзом на поздних улицах против нескольких баррелей от вас или другого игрока, это обычно означает, что у вашего оппонента сильная рука. Однако это не всегда так.
Хотя некоторые игроки делают рейз на постфлопе только с очень сильными руками, некоторые игроки любят играть хитро или, возможно, они достаточно склонны к тильту, чтобы делать нерациональные, бессмысленные рейзы. Вам определенно нужно обратить внимание на игроков, которые способны делать рейз с более слабыми руками, — и может быть хорошей идеей также обратить внимание на текстуру доски, на которой они решили это сделать.
На сухих флопах, таких как TT2 или 883, как правило, вам не следует бояться чек-рейза. Однако, если ваш оппонент делает это на мокрой доске без какого-либо эквити или с очень небольшим его количеством, стоит обратить на это внимание.
Еще одна вещь, которую следует учитывать, — это размер блефа. Вы можете ожидать больше блефовых чек-рейзов против тонкого, небольшого вэлью-бета, но если ваш оппонент решит нажать на курок против большой ставки на терне или ривере, это очень важно запомнить на будущее.
✍🏻 3 барреля с воздухом
Аналогично рейзу на постфлопе, беттинг трех улиц также следует считать сильным ходом. Вероятно, у вашего оппонента не всегда будет то, что он решит изобразить, и если это так, и вы поймаете кого-то на 3-х баррелях с полным воздухом, вам всегда нужно это отметить. Кто знает, в следующий раз, когда у вас будет посредственная рука, а ваш оппонент попытается вывести вас из игры, вы будете готовы вскрыть его.
✍🏻 Коллирование нескольких баррелей со слабыми руками
Допустим, будучи агрессором на префлопе, вы ставите 3-барреля на доске , и ваш оппонент делает колл с руками типа или .
Когда вы видите, что кто-то делает колл нескольких ставок со слабыми руками, вам обязательно нужно обратить на это внимание, потому что в долгосрочной перспективе это та информация, которая принесет вам большие деньги.
С одной стороны, если вы знаете, что ваш оппонент упорный, вы просто сократите свои блефы в несколько баррелей, потому что в этом случае они просто не сработают. С другой стороны, этот нотс также поможет вам увеличить сумму вашего выигрыша, делая тонкие вэлью-беты против этих игроков с руками, с которыми вы в других случаях, вероятно, сделали бы чек-даун.
✍🏻 Колл без эквити на флопе
Чем суше флоп, тем больше вам следует защищаться в определенных ситуациях. Но когда ваш оппонент коллирует с 75 на флопе ATT, это действительно вызывает удивление.
Если некоторые оппоненты склонны быть чрезвычайно упорными, когда дело доходит до противостояния продолженным ставкам, вам определенно следует принять это к сведению и скорректировать свою стратегию, либо делая много баррелей в ситуациях, где это не имело бы особого смысла в обычных условиях, либо просто решив делать контбет значительно реже без существенного велью.
Если вы хотите научиться не только писать нотсы, но и правильно применять эту собранную ценную информацию во время игры, команда Firestorm будет рада всем мотивированным игрокам, вне зависимости от стартового уровня знаний.
5 рабочих советов, как побеждать в домашних играх
Многие игроки начинают путь в покере с френдли хоумгеймз — уютных вечеров с друзьями, колой/виски, разговорами "за жизнь" и обязательным олл-ином 72о в третьей раздаче. Кто-то учится покеру на стримах хайстейкс-кэша, кто-то покупает доступ к тренингам, но почти никто не учит, как играть против пятерых пьяных друзей, которые лимпят всё подряд и колят любой бет "на удачу".
Поэтому мырешили собрать 5 простых, но жизнеспособных советов, которые реально работают в домашних играх. И сразу честно: это не про GTO. Многие из этих стратегий плохо работают против регуляров. Но если вы играете раз в неделю с друзьями и хотите забирать банк чаще, чем в прошлую пятницу — читайте дальше.
1. Встал и ушёл, если тильтуешь
Да-да, звучит банально. Но вы даже не представляете, насколько сложно сказать себе "стоп", когда ты проиграл три олл-ина подряд, а сосед по столу в это время даёт советы с пивом в руке.
Ваша задача — заметить момент, когда вы уже не в игре: заливаете банкролл, пушите мусор, ловите обиды на ривере. Это не "просто невезёт", это вы уже неадекватно оцениваете ситуацию.
👉 Встал, выдохнул, отошёл. Хоть на час. Хоть на вечер.
Не надо "отыгрываться". Научиться уходить вовремя — это часть мастерства, и очень недооценённая.
2. Привыкайте к лютейшей диспе
В обычной домашней игре 4-5 человек регулярно доходят до флопа. Это значит, что ваши любимые AKs уже не фаворит, а просто монетка в толпе мусора.
Вы будете регулярно проигрывать банк руке с J3s, вас будут переезжать три аута на ривере, и это нормально. Вы не обязаны выигрывать каждый раз.
Важно только одно: быть к этому готовым.
👉 Играйте только на те деньги, потерю которых вы можете позволить себе без внутреннего кризиса.
👉 Если чувствуете, что домашка стала дороже, чем должна — скорее всего, вы уже играете выше банкролла.
3. Не пытайтесь "отбиться" любой ценой
Одна из главных ловушек в домашних играх — когда вы в минусе и решаете, что сейчас нужно отыграться. Срочно. Любой ценой.
Что происходит? Вы начинаете заходить в споты, которые обычно фолдили. Готовы оллинить с парой двоек, пушить 98o против 3-беттора и коллить ривер просто "чтобы показать, что не боишься".
👉 Расширять диапазон на минусе — худшее решение.
Вы не "отобьётесь", вы просто зальёте остатки. Лучше спокойно продолжать играть как обычно. Если не идёт — бывает. Плюсовые сессии вернут.
4. Даже не пытайтесь воровать блайнды. Здесь это не работает.
На тренингах вам скажут: "стиль блайнды с баттона", "наказывай лимперов". В домашних играх это не работает.
Тут тебя просто коллируют с J3o, K2s, T5o, потому что "ну интересно же посмотреть флоп". Блайнды не сдаются, никто не фолдит, на префлопе почти всегда минимум 3 игрока в банке.
👉 Забудьте про изолейт лимпа и про "сильный префлоп бет" как инструмент давления.
👉 В домашней игре не выигрывают изолейтом — выигрывают на шоудауне.
Ставьте на вэлью, изображайте сильную руку на поздних улицах, когда хотя бы один соперник может поверить, что ты не блефуешь каждый раз.
5. Играйте тайтовее, чем все остальные
В классической домашней игре каждый второй участник играет почти каждую вторую руку. Потому что "пришёл же поиграть, а не пофолдить". Вот и отлично. Пусть играют.
👉 Ваша задача — просто играть тайтовее. Чуть более дисциплинированно. Чуть умнее.
👉 Не надо пушить узко или строить хитрые балансы. Просто заходите в банк с рукой, которая способна выиграть, и из позиции, где вам удобно.
Меньше рук ➤ больше +EV ситуаций.
Реже олл-ины ➤ реже вскрываешься в трэш.
Реже вход в банк ➤ больше уважения к твоим ставкам.
И самое главное: вы меньше устаете и совершаете меньше ошибок.
Побеждать в домашних играх — это не про GTO и чарты. Это про адаптацию, про выдержку и про понимание поля.
А Firestorm — это не только про спины. Мы и на кухонной игре найдём, где апнуть винрейт 😉
Если хотите присоединиться к нашему комьюнити, команда Firestorm будет рада всем мотивированным игрокам, вне зависимости от стартового уровня знаний.
Как улучшить свой худший покер и для чего это нужно?
Времена, когда "автопилотом" пугали покеристов, постепенно уходят. Все больше игроков приходят к пониманию того, что дистанция — важнейший фактор, и для ее набора необходимо развивать широкий диапазон своих умений. Для того чтобы выдерживать конкуренцию, игроку необходимо придерживаться стратегии сбалансированного развития своих навыков.
Термин "автопилот" в среде покеристов онлайна закрепился после выхода книги Джареда Тэндлера "Игры разума". В ней автор разделил качество принимаемых игроком решений на три категории:
A-игра — максимальная концентрация внимания, отсутствие негативных форм тильта, креативный подход к розыгрышам.
B-игра — расфокусировка внимания, игрок отвлекается, совершая мелкие, но не критичные ошибки. Присутствует легкая усталость или контролируемый тильт.
C-игра — отсутствует осознанность рабочего процесса, решения принимаются без учета дополнительной информации, имеющейся за столом. Форма тильта — "замазка".
B и C — суть одно: автопилот. Но если B-игра при соблюдении некоторых ограничивающих факторов (таких как, например, понижение количества столов и/или играемого лимита, дополнительный отдых между сессиями, практики фокусировки внимания) еще способна приносить деньги, то C-игра — это уже строгое минус EV. Помимо того, что качество принимаемых на автопилоте решений далеко от идеального, игрок также выдает своим оппонентам тайминг- и сайзинг-телзы.
Существует категория игроков, считающих, что в покер можно играть исключительно A-игру. Их доводы:
● Тратишь на покер меньше времени.
● Сохраняешь хорошее настроение, соответственно, желание играть выше.
● Упор на качество, а не количество.
Но как быть с набором дистанции, особенно во времена все возрастающей конкуренции?😵
Спортсмены, как и игроки в покер, не способны всегда показывать свои лучшие результаты. Иногда нападающие в футболе мажут по воротам, а защитники пропускают атаку. Покеристы отвлекаются или тильтуют. Естественный диапазон качества принимаемых решений можно представить в виде гауссовой кривой. Она есть у абсолютно всех.
(левая часть графика — худший покер игрока (минус EV, автопилот); средняя — солидный, средний уровень; правая — лучшее, на что он способен)
Концепция "землемер", описанная в книге Джареда Тэндлера, гласит: для полноценного прогресса игроку необходимо улучшать оба "хвоста" своего общего диапазона — прокачивать не только технические навыки, но и психологию.
Так ползет гусеница-землемер: сначала она вытягивается вперед, затем подтягивает свою заднюю часть, опирается на нее и снова продвигается вперед. Мало только изучать новый материал — требуется также подтягивать свой «хвост», закрывая имеющиеся в неосознанной компетенции лики.
Стратегия «землемера» поможет вам не только устранить слабые места вашей игры, но и чаще играть в лучший покер.
Изучая новый материал, вы делаете шаг вперёд — ваша A-игра становится ещё лучше. Но вместе с тем вытягивается и весь остальной диапазон, ведь «хвост» остался на месте. Теперь, чтобы максимально эффективно продвинуться вперёд, вам необходимо сконцентрироваться на худшей части вашего диапазона, то есть улучшить те аспекты вашей игры, которые являются самыми очевидными слабостями. Устранив их, вы обретёте опору и сможете совершить новый шаг вперёд.💪
Всё связано. Качество вашей A-игры зависит от всего диапазона. Улучшая его конец, вы создаете потенциал для роста. Чем прочнее опора — тем свободнее себя чувствует ваше сознание, становясь более открытым для новых знаний.
Если игрок только изучает новый материал, игнорируя защиту слабых мест, то его кривая Гаусса становится всё менее изогнутой. У него появляется много идей, которые он воплощает в своей игре, и общий диапазон расширяется, но работы над устранением ликов нет, и его «хвост» остается на месте.
Такой игрок весьма хорош в моменты, когда показывает A-игру, но его проблема в том, что для этого ему необходимо прилагать очень много усилий и постоянно концентрировать внимание, так как приходится держать в уме слишком много новой информации — его осознанная компетенция перегружена.
Если такой игрок максимально собран, то качество его игры на высоте, и он способен показывать отличные результаты. Но стоит концентрации внимания ослабнуть — как уровень его покера скатывается до неприличия.
Высокая энергозатратность для мозга не позволяет этому игроку долго поддерживать свой лучший покер. А любой, даже легкий тильт, способен вывести его из равновесия, ведь в момент его возникновения блокируется осознанная компетенция, необходимая для работы с новой, еще полностью не усвоенной информацией. Избрав такой подход, игрок лишает себя возможности полноценно зарабатывать B-покером и набирать необходимую дистанцию.
Итак, что же можно сделать для того, чтобы потянуть свой «хвост»?
➤ Сравнивайте свою худшую игру с худшей, а не лучшей.
Делать это можно с помощью фильтров трекера. Сравните статистику самых минусовых сессий, но с разницей в несколько месяцев. Особенно актуально во время затяжного даунстрика, когда игрок вообще начинает сомневаться в логике своих решений. Заметите ли вы изменения в своей худшей игре? Улучшения? То же касается и устранения психологических ликов. Перечитайте свои записи (ведь вы их ведёте?😉) полугодичной давности и попробуйте отследить прогресс в борьбе с тильтом. Если он будет наглядным -это морально укрепит вас в стрике.
➤ Периодически повторяйте чарты префлоп или пушей по Нэшу.
Они являются основой вашей базовой стратегии и находятся в зоне неосознанной компетенции. Особенно актуально это для игроков в Spin&Go, где префлоп — одна из самых частых улиц торговли.
➤ Пересматривайте старые тренировки, повторяйте конспекты по ним.
Во время даунстрика лучше вообще прекратить изучать новый материал, полностью сконцентрировавшись на повторении уже изученного.
Для улучшения качества своей игры в режиме реального времени:
➤ Проговаривайте логику принятия всех своих, даже самых очевидных решений.
➤ Чтобы каждое ваше действие сопровождалось комментарием: «Я поступаю так, потому что…» (один-два тезиса).
➤ Если вы гриндер, сыграйте хотя бы часть сессий в день на пониженном количестве столов — для максимальной концентрации внимания.
➤ Если вы адепт игры на качество, то наоборот: хотя бы одну сессию в день поиграйте B-автопилот на повышенном количестве столов. Для этого можно, например, понизить играемый лимит.
➤ Если вы используете хоткеи, попробуйте часть каждой сессии играть без них.
➤ Берите тайм-банк перед каждым дорогим решением.
➤ Несколько дополнительных секунд помогут вам лучше разобраться в ситуации и сделают вашу игру более осознанной.
И помните, что хорошего игрока от очень хорошего иногда разделяет лишь умение вовремя остановить плохую сессию. Удачи за столами! Становитесь лучшей версией себя вместе с нами! 🔥
Теория игр. Дилемма заключенного.
Посреди Первой мировой войны неожиданно наступило перемирие. Это произошло на западном фронте в Рождество 1914 года. Несмотря на строгие приказы не брататься с врагом, британские и немецкие солдаты покинули свои окопы и пересекли нейтральную полосу, чтобы похоронить погибших, обменяться подарками и поиграть.
Более того, солдаты практически перестали воевать друг с другом! Они проводили обстрелы по расписанию лишь для галочки, целясь в места, где не было живых людей. К такому решению одновременно пришли солдаты разных подразделений обеих сторон, не сговариваясь между собой.
Дилемма заключённого — фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой рациональные игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Суть проблемы была сформулирована Мерилом Фладом и Мелвином Дрешером в 1950 году. Название дилемме дал математик Альберт Такер.
Во всех судебных системах наказание за бандитизм (совершение преступлений в составе организованной группы) намного строже, чем за те же преступления, совершённые в одиночку. Отсюда и название «дилемма заключённого». Классическая формулировка такова:
Двое преступников — А и Б — попались примерно в одно и то же время на схожих преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к полугоду тюрьмы. Если оба свидетельствуют друг против друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?
С точки зрения группы, для максимизации общей выгоды (уменьшения общего срока заключения), подозреваемым лучше всего сотрудничать друг с другом, то есть хранить молчание и получить по полгода. Любое другое решение будет менее выгодным.
Представим рассуждения одного из подозреваемых: "Если партнёр молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе — полгода тюрьмы). Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе — 10 лет). Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой узник приходит к тому же выводу.
Поэтому единственное возможное равновесие — предательство обоих участников. Таким образом, ведя себя по отдельности рационально, вместе участники приходят к нерациональному решению: если оба предадут, они получат в сумме меньший выигрыш, чем если бы сотрудничали. В этом и заключается дилемма.
Дальнейшее развитие эта история получила с появлением компьютеров, когда, говоря языком покера, появилась возможность набирать дистанцию, и проблема вышла к равновесию Нэша.
В 1984 году американский политолог и экономист Роберт Аксельрод провёл расширенное исследование сценария дилеммы с помощью ЭВМ, которое он назвал повторяющаяся дилемма заключённого (ПДЗ). Аксельрод пригласил коллег со всего мира на своеобразный чемпионат, чтобы разработать самую оптимальную стратегию. Соревнующиеся программы делали выбор раз за разом, помнили предыдущие ходы и различались алгоритмами и сложностью. Одни из них были нацелены строго на предательство, другие полностью альтруистичны, третьи имели случайные веса к сотрудничеству и так далее.
Победил в чемпионате алгоритм Анатолия Рапопорта, названный «Око за око» и состоявший всего из 4 строк кода на языке BASIC. Его суть: сотрудничать на первой итерации игры, после этого повторять то, что делал оппонент на предыдущем шаге.
Преимущества этого алгоритма были следующими:
● Компенсация потерь.
● Возможность вернуться к доверительной стратегии.
Иногда игроки из-за некоторых обстоятельств совершали «кидок», который на самом деле им не являлся, и в ответ на предательство стратегия «око за око» действовала так же — обманом в ответ. Нацеленные изначально на сотрудничество игроки попадали в замкнутый круг и не могли вернуться к равновесной, максимально выгодной стратегии доверия.
Алгоритм Рапопорта был усовершенствован, и в него было введено понятие «прощения» — на следующий ход после «кидка» оппонента задавался некоторый процент смены недоверия на доверие, по принципу: «Да, меня кинули, но я понимаю, что могли сложиться сложные обстоятельства, приведшие к этому. Поэтому на первый раз я прощаю и возвращаюсь к стратегии доверия». Оказалось, что если ввести понятие «шума», то есть взаимопонимания того, что что-то могло пойти не так, то общее ожидание игроков возрастает, и оба получают ещё лучший результат.
Стратегия Рапопорта также включает понятие «репутации», поскольку игроки запоминают, как их оппоненты поступили с ними. Когда для программ сделали общую базу истории ходов, игроку, который предал, прилетала «ответка» сразу же со следующего хода, причём сразу от всех. Поведение других программ менялось друг к другу в соответствии с их репутацией, которая стала весовым коэффициентом в принятии решений.
На одном из последующих чемпионатов появилась новая версия «око за око». Программа по некоторым параметрам узнавала в эксперименте копию себя и… поддавалась ей, то есть доверяла всегда. Три первых места (и несколько ниже) остались на том чемпионате за новым алгоритмом.🤠
Роберт Аксельрод установил параметры самой оптимальной стратегии, её математическую модель, и алгоритм Рапопорта полностью ей соответствует. +EV стратегия должна быть:
➤ Доброй (цель на доверие).
➤ Памятливой (то есть помнить зло).
➤ Прощающей (чтобы минимизировать риск ошибки).
➤ Независтливой (что означает — не тянуть одеяло на себя, выигрывать, но не за счёт ресурса других).
Таким образом, Аксельрод доказал, что стратегия предательства доминирует только при однократной итерации игры, на длинной же дистанции она становится строго убыточной, так как хоть и сохраняет ресурс, полученный на старте, но не даёт ему возможности расти. Стратегия взаимодействия значительно превосходит предательство, ведь каждый получает своё и преумножает начальные ресурсы.
Также учёный пришёл к выводу, что эгоистичные индивиды, изначально нацеленные на тотальное предательство, в правильно выстроенном обществе будут поставлены в такие условия, когда им будет выгодно действовать так же, как все, то есть не предавать, ведь в таком случае их результаты будут максимально эффективны.
Важный теоретический посыл дилеммы заключённого состоит в том, что работа в команде имеет наиболее высокое ожидание. Если люди выбирают личные бонусы, а не общую выгоду, то их командное дело неминуемо проседает, игра становится разобщённой и постепенно сходит на нет.
Работая вместе долгое время, члены команды расставляют приоритеты более осознанно, боятся подвести своих коллег, не оправдать их ожиданий и причинить им вред, больше дорожат своей репутацией. Яркий пример — спортсмены в командных видах спорта, когда каждый должен быть сильным профессионалом, чтобы принести общую победу. Но если команда проиграет, то достижения одного игрока, пусть и весьма весомые, теряют свой вес.
Интересно и то, что стратегия «око за око» является объективной для нашего общества в целом, то есть существует независимо от нашего знания о ней. Более того, её механизмы мы можем встретить не только у людей, но и у многих видов животных.
Например, самки летучих мышей-вампиров не пьют кровь, а накапливают её в глоточном мешке для своего потомства. Они летят в гнездо и срыгивают кровь, чтобы накормить детей. Им свойственен интересный вид взаимного альтруизма, при котором одна группа самок делит одно гнездо. Они могут не быть родственницами, что исключает родственный отбор. Каждая самка прилетает и кормит всех детей, чем достигается состояние стабильного сотрудничества и рост всей стаи.
Учёные провели эксперимент и заставили других летучих мышей считать, что одна самка их обманывает. Они ловили мышей, накачивали глоточный мешок воздухом, как будто он полон крови, и затем возвращали в гнездо. Другие самки понимали, что одна из них не кормит общих детей и обманывает. Следующий раз, вернувшись с охоты, другие самки не хотели кормить её детей. Зуб за зуб! А приведённый пример — ошибка в передаче сигнала, «шум».
Давайте вернёмся к началу поста и солдатам Первой мировой, которые пришли к выводу, что стратегия «око за око» разрушительна для всех. Принцип мести эволюционировал в новый, более оптимальный, с поправкой на прощение: «живи и дай жить другим».
Подводя итог: команда для игрока — это +EV! Как и любая другая форма кооперации (например, пулы в Spin&Go). И для того, чтобы команда гармонично развивалась, позволяя всем своим участникам иметь максимальное ожидание, её участникам необходимо: доверять друг другу, прощать ошибки, не завидовать, но иметь хорошую память, чтобы твоё доверие не начали эксплуатировать.😉
PS. Тем из вас, кто осилил этот длинный текст - специальный бонус - флэш-игра “Эволюция доверия”, которая наглядно иллюстрирует описанную в посте теорию.
Всем привет!
Мы продолжаем предлагать вашему вниманию нарезки стримов Леши fapnik, резидента испанской резервации Pokerstars и опытного стримера.
А если вам нужен систематический буст и регулярные занятия, можно присоединиться к команде Firestorm и попасть в группу обучения с полного нуля (уровень beginner) до лимитов 25+ (группы advanced и pro).
В этом видео Леша словил младший доппер на доске, на которой в итоге закрылись и стрит и флеш в глубине стеков 20+ББ, и не стал раскачивать лодку, как планировал в ходе раздачи - это к вопросу о важности переоценки силы руки на каждой улице.
Сколько бы вы добирали тут? Есть ли ставка на ривере, что думаете?
Приятного просмотра!
Как пиковый туз стал известен как «карта смерти»?
Все мы знаем пикового туза — грозную, красивую и почему-то зловещую карту. Но с чего вообще началась эта слава "карты смерти"? Почему именно , а не, скажем, червовый? Даже если вам не встречалась эта давняя ассоциация "Пиковый туз" - "Карта смерти", вы, вероятно, слышали известную песню Motörhead "Ace of Spades".
Туз пик - эта не только песня, которая принесла много славы британской хэви-метал-группе, но и самая высокая и ценная карта в колоде. Возможно, название — единственная часть текста этой песни, которой вы можете с комфортом подпевать, или которую могут вспомнить большинство слушателей. Однако стоит прислушаться еще раз, и вы поймете, как живая риторика азартных игр пронизывает всю песню, с особым упоминанием "dead man’s hand" (руки мертвеца).
Так где же все это началось?
Существует множество теорий о том, как самая ценная карта стала синонимом смерти, но независимо от его происхождения, она, похоже, прочно укоренилась в суеверных сердцах и умах карточных игроков во всем мире.
Но давайте вернемся назад и исследуем некоторые моменты истории, которая придала этой сакральной карте статус обреченности. Еще в средние века, когда кузнецы изготавливали доспехи и оружие, чтобы обеспечить некоторый знак качества, они часто ставили на своей работе знак пикового туза. Учитывая результаты использования их продуктов труда, появилась зловещая связь этого символа со смертью.
В 1700-х годах королева Анна в Англии расширила гербовый сбор, включив в него игральные карты. Чтобы указать, что этот налог был уплачен, производитель должен был подписать пиковый туз с богато украшенной эмблемой. Процесс подписания был трудоемким и дорогостоящим – цена колоды выросла почти в 12 раз! – и люди начали подделывать их.
Это, конечно, несло в себе большой риск. Изготовление поддельных карт каралось смертной казнью через повешение. Следите за логикой: "Подделаешь печать с тузом пик -> тебя поймают -> ты умрешь".
Таким образом, пиковый туз для многих людей означал смерть, и от этого значения было трудно избавиться. В 18 веке среди пиратов он был излюбленным способом сообщить предателю или осведомителю, что его конец близок; что он «на примете». Он занял второе место после черепа и скрещенных костей как символ устрашения.
А еще дело в самом дизайне карты: для некоторых пика, изображенная на карте, представляет собой инструмент, используемый для рытья могилы. А поскольку карта "Туз" имеет наибольшую ценность, она закопает ваш гроб глубже всего в землю.
Поскольку колода состоит из 52 карт, считается, что каждая карта представляет неделю в году и каждая масть соответствует сезону. Пики символизируют зиму, а Туз предвещает неделю Йоля (рождественскую неделю) - смерть года. Как простые пешки в этой природной игре, как бы мы ни старались, мы не сможем избежать цикла смерти, и место карты в календаре является напоминанием об этом. Начало зимы было временем, которого боялись и боялись представители беднейших классов, поскольку оно означало начало борьбы до весны. Будет ли достаточно еды? Будет ли мы достаточно тепла? Многие семьи погибали от голода и замерзания.
В беззаконные дни Дикого Запада Дикий Билл Хикок увековечил "руку мертвеца", когда Джек Макколл выстрелил ему в голову в упор, желая отомстить за проигрыш в карты несколькими днями ранее. Он умер мгновенно, рухнув на стол, за которым играл в покер, с картами в руке, теперь забрызганными кровью. Угадайте, что у него было в руке? Комбинация черных тузов и восьмерок. И снова наносит удар Пиковый Туз, за которым следует смерть.
Вьетнамская война
Существует несколько теорий относительно использования пикового туза во время боевых действий во Вьетнамской войне. Первая теория состоит в том, что американцы считали вьетнамцев очень суеверными и что пиковый туз вселял в их сердца страх смерти. Ходили слухи, что европейские ассоциации с картой ударили по вьетнамцам еще сильнее из-за борьбы, с которой пришлось столкнуться в колониальное время под французским правлением на протяжении шести десятилетий.
Таким образом, для вьетнамского народа этот символ якобы означал жестокость под иностранным контролем и влиянием. Этот слух, очевидно, быстро распространился, и, вооружившись этими знаниями, американские солдаты захотели использовать этот символ в качестве формы запугивания.
В 1966 году по просьбе 25-й пехотной дивизии базирующаяся в Цинциннати компания US Playing Card Co. произвела и пожертвовала 1000 колод карт, состоящих исключительно из пиковых тузов, войскам, дислоцированным во Вьетнаме. СМИ в Штатах узнали об этой истории и только усилили слухи, заявив, что Вьетконг боится этой карты больше, чем террористов. На деле же, похоже, что карты в большей степени подняли моральный дух американцев. Их наклеивали на шлемы, носили в карманах и оставляли на месте после боя. Почти как талисман, карты заставили некоторых солдат почувствовать себя сильнее и храбрее.
Это было чрезвычайно трудное время для всех участников, и это придало американским солдатам некоторую поддержку в полевых условиях. Среди некоторых американских солдат стало практикой оставлять карту на глазах мертвого вьетнамского солдата, символизируя последнее, что они видели, или у них во рту в качестве предупреждения другим солдатам противника.
В других источниках считается, что для вьетнамцев это был не столько символ смерти, сколько фаллический символ, а это, в свою очередь, могло заставить их поверить в то, что американцы — некрофилы. По словам капитана Эдварда Н. Вока из 6-го батальона психологических операций в 1966 году, это определенно имело эффект: освобождало вам место в баре или отпугивало потенциальных романтических партнеров.
Он изучал реакцию местных жителей, поэтому он попросил свой взвод небрежно вытаскивать карты в общественных местах. Действительно, похоже, это пугало людей. Но опять же, если бы иностранный солдат-интервент предъявил вам известный символ, имеющий только негативный подтекст, разве вас это не напугало бы?
Другие теории утверждают, что никогда даже не слышали и не видели, чтобы пиковый туз каким-либо образом использовался. Считается, что любые идеи, лежащие в основе эффективности этой карты против "суеверного" Вьетконга, проистекают из невежества и расизма с американской стороны.
А благодаря фильму Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» карта стала символом самой войны.
А что насчет сегодняшнего дня?
В более современном контексте "Пиковый туз" и поп-культура имеют давнюю и захватывающую связь. Его очень часто используют в сочетании с рок-музыкой и мотокультурой – нет ничего круче опасности, и нет ничего опаснее смерти – двух краеугольных камней этих культур. Это самая популярная татуировка, и многие рокеры, байкеры или члены банд с гордостью украшают себя этим символом. Чтобы усилить смертоносный оттенок, его часто сопровождают огнем, пламенем и черепами.
Быстрое изучение Ebay подтвердит его бесконечную популярность. Неужели на Западе смерть до сих пор является таким табу, что мы так одержимы ею? Можно купить нашивки, которые носят американские солдаты, в том числе ту, которая ставит пикового туза рядом со Мрачным Жнецом. Или, если вам не нравится нашивка, вы можете получить футболку с изображением гигантской карты пикового туза с черепом в центре пики.
Пиковый туз упоминается не только в отсылках к поп-культуре. Так, известно, что, когда Клифф Бертон, первый бас-гитарист Metallica, трагически погиб на гастролях группы в Швеции в возрасте 24 лет в 1986 году, ранее той ночью он вытащил пиковый туз. Эта карта дала ему выигрышную руку, которая, в свою очередь, дала ему право первого выбора кровати в их туристическом автобусе. И, когда автобус разбился посреди ночи, без ремня безопасности, он вылетел прямо через одно из окон автобуса, а затем был раздавлен транспортным средством.
И хотя все эти разговоры о смерти могут показаться немного удручающими, полезно помнить, что со смертью, завершением цикла, приходит начало чего-то нового. В картах Таро туз каждой масти является хорошим предзнаменованием, поскольку он дает ищущему надежду на новый цикл. После того, как хаос разрушения утихнет, из пепла может родиться светлое будущее.
Так что если в следующий раз вам придут , не бойтесь "карты смерти". Помните: это всего лишь красивая традиция с примесью средневековой драмы, солдатских суеверий и маркетинга хоррор-фильмов. На деле пиковый туз — всего лишь ещё один туз, пусть и с более богатой историей 🙃
Как начать мыслить диапазонами
В покере невозможно точно знать, какие карты у других игроков. Учитывая эту неопределенность, игроки в покер думают о руках друг друга с точки зрения диапазонов. Диапазоны рук включают все возможные комбинации рук, которые кто-то может разумно иметь в данный момент, учитывая действие.
По ходу раздачи можно сузить диапазоны рук до очень небольшого количества комбинаций. Особенно к тому времени, когда действие дойдет до ривера и будет сделано много ставок. Тем не менее, вы никогда не сможете положить противников на одну комбинацию карт.
Сегодня пробуем разобраться, что такое мышление диапазонами, с чего начать и как практиковать, чтобы играть как солидный рег.
Мышление диапазонами - это не фишка хайстейкс-регов.
Это основа современной покерной стратегии. Если вы до сих пор думаете про оппа в духе "у него, наверное, флеш", то вы просто бьете в темноту. А можно включить прожектор.
Представьте, что мы на ривере, и перед нами пуш. У нас что-то среднее - скажем, третья пара. Мы лезем в голову оппа и начинаем гадать: "блеф это или вэлью?", "ну он может так делать с KJ?", "а если у него совпадение с флопа?", и так далее. И вот тут большинство зарывается.
Потому что мы начинаем искать одну конкретную руку, а не смотреть на все возможные руки, с которыми он мог сюда дойти. Не важно, есть у него флеш или нет. Важно, сколько комбинаций флеша у него вообще может быть. И сколько у него блефов. Вот тут и начинается покер, а не гадание на картах.
Думать диапазонами — это базовый навык, просто чуть менее очевидный, чем "не пушить 72o префлоп". И если вы сейчас читаете и думаете “ну я вроде понимаю, что это такое”, но не можете сходу назвать, сколько комбинаций у оппа в диапазоне на флопе с его линией - значит, вы пока не пользуетесь этим в реальной игре.
Почему это важно?
● мы перестаем переигрывать маргинальные руки;
● начинаем защищаться от блефов аргументированно, а не "на интуиции";
● можем выстраивать собственный сбалансированный диапазон игры;
● проще эксплойтить оппов, у которых диапазоны перекошены.
Самое сложное - перестать думать про конкретные руки. Это почти как избавиться от привычки говорить "ну, он же регуляр, он не будет так очевидно пушить на вэлью". Проблема в том, что регуляр - это не аргумент, диапазон - вот аргумент. И когда вы научитесь задавать себе вопросы типа "какие руки коллят флоп, но рейзят терн?" или "а с чем он вообще добирает на ривере таким сайзом?", вы перестанете играть на автопилоте и начнете анализировать.
Как тренировать это все?
Самый простой путь - начать проговаривать раздачи после сессий. Не в духе "блин, опять влетел под натс", а реально: "с чем он может так сыграть?", "какие руки у него остались к риверу?", "есть ли у него здесь блефы вообще?"
Плюс, как только вы начнете считать комбы, вас ждет удивление. Оказывается, что у оппа не "может быть флеш", а всего 4 велью-комбы, а вот комбинаций дро, которые не доехали - в десять раз больше. И внезапно ваш колл перестаёт быть "чисто по чуйке".
Если вы хотите апнуться - забудьте пока GTO. Просто начните думать не конкретными руками, а наборами рук. Это кажется сложным, но через пару недель станет настолько естественным, что вы будете хмуриться, когда кто-то скажет "я жопой чувствовал, что у него сет".
Переход на мышление диапазонами - это один из самых важных апгрейдов в покерном мышлении, после которого вы перестаете "угадывать" и начинаете принимать решения на основе логики и вероятностей. А дальше - только лучше: GTO-адаптации, эксплойт, и т. д.
Но всё начинается с простого "сколько у него комбинаций руки Х?"