Я же говорил, что как только возьмусь снова за семидесятые, то начну выставлять высокие оценки.
Дьяволы / The Devils (1971) Кен Рассел – 8. Исторический факт массового сексуального помешательства монахинь заинтересовал в разное время самых разных людей. В ХХ веке популярность ему придала книга Хаксли. В шестидесятые на её основе написал знаковую оперу Пендерецкий, а в 1971 вышел фильм Рассела. Сюжет крайне любопытный: влиятельный и харизматичный клирик Грандье становится в Лудене первым человеком, в него моментально влюбляется горбатая настоятельница монастыря, но священник, несмотря на свою тягу к разврату, не торопится засунуть сестре Жанне, он её даже не знает. Женщина, изнемогая, сходит потихонечку с ума, и то ли по злому умыслу, то ли действительно не контролируя себя, обвиняет Грандье в том, что он принудил её сношаться с дьяволом. Этому рад Ришельё, которого отец Грандье не стеснялся открыто критиковать, но в политику тем временем вмешивается массовая истерия. Дикие оргии монахинь - тема интересная и очень специфичная, она прекрасно соотносится с творческой манерой режиссёра, обожающего всякого рода крайности. Актёры кричат, пучат глаза и злобно хихикают, музыка грохочет, эмоции бьют фонтаном. Опишу всего одну сцену. Голую женщину, умирающую от чумы, лечат два маньяка (очень похожие на бандитов из Фоллаута), прикладывая банки с шершнями. Грандье заходит в дом, с негодованием разбивает банки, замечает между ног больной ещё и крокодила, а затем с яростью бросает его из окна. Через пару минут на Грандье нападёт со шпагой отец «попорченой» дочери, и клирик будет фехтовать с ним тем самым выкинутым из окна крокодилом. Дерзкий, бесконечно богохульный и, конечно, во всех отношениях пошлый фильм под конец становится серьёзным и формально начинает стремиться к образу классической трагедии. В «Дьяволах» легко уживается буффонада, элементы трэшевого хоррора и драма. Вероятно, именно в этом фильме Кен Рассел смог найти оптимальный баланс жанров, хотя у многих, в этом нет никаких сомнений, подобная вакханалия вызовет чувство неловкости. Таких людей много, ведь даже во времена относительной творческой свободы из прокатной версии была почти целиком вырезана сцена секса с Христом, но если вы спокойно переносите подобные штуки и высоко цените экспрессивный кинематограф, то путешествие на два часа в Луден станет для вас настоящим подарком.
3 женщины / 3 Women (1977) Роберт Олтмен – 8. Очень и очень многие выдающиеся режиссёры так или иначе попали под влияние Ингмара Бергмана. Роберт Олтмен в 1977 году даже попытался снять свою версию «Персоны». Что именно он позаимствовал? В первую очередь, тему отношений между женщинами, атмосферу и некоторые отдельные приёмы. Например, появление тревожной музыки подготавливает зрителей к тому, что впереди нас ожидают какие-то треволнения, причём в жанровом отношении это всё тот же академический авангард. В визуальном плане у фильмов меньше общего, и дело не только в том, что Олтмен снимал в цвете, творение американца не расцветает броскими символами, он старается быть проще. То же самое, если не брать в расчёт диковатый финал, касается и сюжета. Олтмен не переносит своих героев временами в некое подобие подсознания, где правит балом чистое искусство, режиссёр следует традициям реализма, и по большому счёту рассказывает свою почти понятную историю самым доступным языком. Юная особа, Пинки Роуз, устраивается на работу, где знакомится с Милли Ламморо. Пинки по духу совсем ещё девочка, невозможно не умилиться её непосредственности, которую можно принять за чудачество. Милли приходит ей на помощь в первый рабочий день, и, наверное, именно поэтому девчонка из захолустья выбирает её объектом обожания. Выбор, надо сказать, не лучший. Вот кто-кто, а Милли — настоящая заноза в заднице, она ужасно назойлива, пытается быть правильной, ищет дружбы со всеми, но из-за запредельно искусственного поведения все девушку презирают. Та упорно не замечает, что ей даже не отвечают, когда она идёт за кем-то след в след и рассказывает монотонно очередную байку. Пинки удаётся поселиться у новой подруги, она ей всячески пытается угождать, но Ламморо почему-то смотрит на девочку свысока. «А где же третья женщина?» - спросите вы. Третья — Уилли, мадам явно не от мира сего. Практически никогда не говорит и рисует странные картины. Она вместе с мужем сдаёт квартирку, в которой обитают девушки. Очевидно, что рано или поздно что-то да произойдёт, перевернув всё с ног на голову. Если в «Персоне» Бергман жонглировал социальными и внутригрупповыми ролями, заставляя меняться Элизабет Фоглер и Альму местами, а затем стирал между ними грань, то Олтмен пытается расширить дуэт до трио, утверждая, что и в данном случае любая внешняя иерархия и система связей между женщинами легко может быть демонтирована и тотально переосмыслена. Достаточно копнуть чуть глубже, не останавливая взгляд на масках, чтобы добраться до подлинной сути личностей. Оказывается, что от подражания до самоуверенности всего один шаг, под наигранной деловитостью может прятаться человеколюбие и чувствительность, а за суровой отрешённостью от мира стоит тщательно скрываемая тоска по твёрдой руке. Кроме того, допустимо прочтение, что Пинки, Милли и Уилли - три вариации одной женщины, запечатлённой на разных этапах развития личности. Все три что называется «не такие как все», в некотором смысле изгои, между ними специально имется некоторый возрастной зазор, а учитывая, как они меняются от начала фильма к финалу можно с уверенностью сказать, что в сумме они составляют некий единый многогранный образ женщины своего времени. В любом случае, этот фильм открыт для трактовок, чем, собственно говоря, и привлекателен, пусть это и не такая тонкая вещь как шедевр Бергмана.
Электра, любовь моя / Szerelmem, Elektra (1974) Миклош Янчо – 8. «Электра, любовь моя» не является перессказом трагедии Софокла или Еврипида, за основу взят современный текст Ласло Дьюрко, но знаменитый миф сам по себе пропитан духом античности и как нельзя органичнее вписывается в стилистику режиссёра. В первых десяти минутах фильма есть всё то, за что все мы любим авангардное кино: кони в тумане, катающиеся по земле люди, голые женщины и карлики. Всё находится в движении, но и камера постоянно катается кругами вокруг людей, участвующих в некотором подобии хореографического перформанса. Такую безумную работу с пространством мог проделать только бесконечно дотошный постановщик. Знаменитый миф трансформировался в размышления о природе тирании и свободе, «с которой простой человек не знает что делать». Да, тут присутствует Электра, Орест и Эгист, но история широкому кругу зрителей покажется новой и, чего уж там скрывать, очень странной. Впрочем, я не уверен, что уместно говорить о какой бы то ни было истории. «Электра...» - вещь пусть и малоизвестная, но крайне самобытная, наблюдение в течении 70 минут за причудливым хороводом может стать новым опытом даже для людей, знающих толк в извращениях. Если вы устали от обычного кино, самое воемя попробовать ознакомиться с наследием венгерского классика!
Дьяволы / The Devils (1971) Кен Рассел – 8. Исторический факт массового сексуального помешательства монахинь заинтересовал в разное время самых разных людей. В ХХ веке популярность ему придала книга Хаксли. В шестидесятые на её основе написал знаковую оперу Пендерецкий, а в 1971 вышел фильм Рассела. Сюжет крайне любопытный: влиятельный и харизматичный клирик Грандье становится в Лудене первым человеком, в него моментально влюбляется горбатая настоятельница монастыря, но священник, несмотря на свою тягу к разврату, не торопится засунуть сестре Жанне, он её даже не знает. Женщина, изнемогая, сходит потихонечку с ума, и то ли по злому умыслу, то ли действительно не контролируя себя, обвиняет Грандье в том, что он принудил её сношаться с дьяволом. Этому рад Ришельё, которого отец Грандье не стеснялся открыто критиковать, но в политику тем временем вмешивается массовая истерия. Дикие оргии монахинь - тема интересная и очень специфичная, она прекрасно соотносится с творческой манерой режиссёра, обожающего всякого рода крайности. Актёры кричат, пучат глаза и злобно хихикают, музыка грохочет, эмоции бьют фонтаном. Опишу всего одну сцену. Голую женщину, умирающую от чумы, лечат два маньяка (очень похожие на бандитов из Фоллаута), прикладывая банки с шершнями. Грандье заходит в дом, с негодованием разбивает банки, замечает между ног больной ещё и крокодила, а затем с яростью бросает его из окна. Через пару минут на Грандье нападёт со шпагой отец «попорченой» дочери, и клирик будет фехтовать с ним тем самым выкинутым из окна крокодилом. Дерзкий, бесконечно богохульный и, конечно, во всех отношениях пошлый фильм под конец становится серьёзным и формально начинает стремиться к образу классической трагедии. В «Дьяволах» легко уживается буффонада, элементы трэшевого хоррора и драма. Вероятно, именно в этом фильме Кен Рассел смог найти оптимальный баланс жанров, хотя у многих, в этом нет никаких сомнений, подобная вакханалия вызовет чувство неловкости. Таких людей много, ведь даже во времена относительной творческой свободы из прокатной версии была почти целиком вырезана сцена секса с Христом, но если вы спокойно переносите подобные штуки и высоко цените экспрессивный кинематограф, то путешествие на два часа в Луден станет для вас настоящим подарком.
3 женщины / 3 Women (1977) Роберт Олтмен – 8. Очень и очень многие выдающиеся режиссёры так или иначе попали под влияние Ингмара Бергмана. Роберт Олтмен в 1977 году даже попытался снять свою версию «Персоны». Что именно он позаимствовал? В первую очередь, тему отношений между женщинами, атмосферу и некоторые отдельные приёмы. Например, появление тревожной музыки подготавливает зрителей к тому, что впереди нас ожидают какие-то треволнения, причём в жанровом отношении это всё тот же академический авангард. В визуальном плане у фильмов меньше общего, и дело не только в том, что Олтмен снимал в цвете, творение американца не расцветает броскими символами, он старается быть проще. То же самое, если не брать в расчёт диковатый финал, касается и сюжета. Олтмен не переносит своих героев временами в некое подобие подсознания, где правит балом чистое искусство, режиссёр следует традициям реализма, и по большому счёту рассказывает свою почти понятную историю самым доступным языком. Юная особа, Пинки Роуз, устраивается на работу, где знакомится с Милли Ламморо. Пинки по духу совсем ещё девочка, невозможно не умилиться её непосредственности, которую можно принять за чудачество. Милли приходит ей на помощь в первый рабочий день, и, наверное, именно поэтому девчонка из захолустья выбирает её объектом обожания. Выбор, надо сказать, не лучший. Вот кто-кто, а Милли — настоящая заноза в заднице, она ужасно назойлива, пытается быть правильной, ищет дружбы со всеми, но из-за запредельно искусственного поведения все девушку презирают. Та упорно не замечает, что ей даже не отвечают, когда она идёт за кем-то след в след и рассказывает монотонно очередную байку. Пинки удаётся поселиться у новой подруги, она ей всячески пытается угождать, но Ламморо почему-то смотрит на девочку свысока. «А где же третья женщина?» - спросите вы. Третья — Уилли, мадам явно не от мира сего. Практически никогда не говорит и рисует странные картины. Она вместе с мужем сдаёт квартирку, в которой обитают девушки. Очевидно, что рано или поздно что-то да произойдёт, перевернув всё с ног на голову. Если в «Персоне» Бергман жонглировал социальными и внутригрупповыми ролями, заставляя меняться Элизабет Фоглер и Альму местами, а затем стирал между ними грань, то Олтмен пытается расширить дуэт до трио, утверждая, что и в данном случае любая внешняя иерархия и система связей между женщинами легко может быть демонтирована и тотально переосмыслена. Достаточно копнуть чуть глубже, не останавливая взгляд на масках, чтобы добраться до подлинной сути личностей. Оказывается, что от подражания до самоуверенности всего один шаг, под наигранной деловитостью может прятаться человеколюбие и чувствительность, а за суровой отрешённостью от мира стоит тщательно скрываемая тоска по твёрдой руке. Кроме того, допустимо прочтение, что Пинки, Милли и Уилли - три вариации одной женщины, запечатлённой на разных этапах развития личности. Все три что называется «не такие как все», в некотором смысле изгои, между ними специально имется некоторый возрастной зазор, а учитывая, как они меняются от начала фильма к финалу можно с уверенностью сказать, что в сумме они составляют некий единый многогранный образ женщины своего времени. В любом случае, этот фильм открыт для трактовок, чем, собственно говоря, и привлекателен, пусть это и не такая тонкая вещь как шедевр Бергмана.
Электра, любовь моя / Szerelmem, Elektra (1974) Миклош Янчо – 8. «Электра, любовь моя» не является перессказом трагедии Софокла или Еврипида, за основу взят современный текст Ласло Дьюрко, но знаменитый миф сам по себе пропитан духом античности и как нельзя органичнее вписывается в стилистику режиссёра. В первых десяти минутах фильма есть всё то, за что все мы любим авангардное кино: кони в тумане, катающиеся по земле люди, голые женщины и карлики. Всё находится в движении, но и камера постоянно катается кругами вокруг людей, участвующих в некотором подобии хореографического перформанса. Такую безумную работу с пространством мог проделать только бесконечно дотошный постановщик. Знаменитый миф трансформировался в размышления о природе тирании и свободе, «с которой простой человек не знает что делать». Да, тут присутствует Электра, Орест и Эгист, но история широкому кругу зрителей покажется новой и, чего уж там скрывать, очень странной. Впрочем, я не уверен, что уместно говорить о какой бы то ни было истории. «Электра...» - вещь пусть и малоизвестная, но крайне самобытная, наблюдение в течении 70 минут за причудливым хороводом может стать новым опытом даже для людей, знающих толк в извращениях. Если вы устали от обычного кино, самое воемя попробовать ознакомиться с наследием венгерского классика!