Если родители будут с детства ребенку давать не книжки с картинками или раскраски, а задачки на сложение и вычитание, постепенно (чем быстрее, тем лучше) усложняя уровень, и поощрять успехи, то когда он начнет ходить в школу, его начнут считать "вундеркиндом" )
Вот отрывок из книги (гениальной?) пианистки Полины Осетинской, про которую много писали в 90-х, считая ее нереально талантливой. Это выдержки из расписания ее жизни по дням, составленного отцом:
ПОЛИНА, день 2-ой
1. Послушать кассету: инвенции Моцарта.
2. 15 минут: упражнения, как 1-ый день.
3. Два этюда: по два раза – медленно и средне.
4. 1-ый вальс: по 1 разу отдельными, 3 раза вместе. Кисть! Тщательно следить
за оттенками! Дышать!
5. перерыв: под музыку посидеть, попрыгать, 25 раз высоко поднимая колени,
подышать, понакло-няться.
6. Болезнь Куклы: по 2 раза отдельно – по нотам! 2 – вместе, медленно.
7. Два этюда: по одному разу очень быстро: освободить руки всеми способами:
поднять их 100 раз и бросить.
8. Послушать 4-ую инвенцию: попить воды.
9. Очень собранно: по 2 раза отдельными, и собравшись изо всех сил – сыграть
3 раза в среднем темпе, слушая и добиваясь выполнения всех лиг и фраз.
10. То же самое: 8-ая инвенция: все в СРЕДНЕМ ТЕМПЕ!
11. Перерыв 5 минут: вода, дыхание, прыжки.
12. К ЭЛИЗЕ: очень медленно, с начала до конца, добиваясь легато и ровности –
2 раза: потом поработать над местами пассажными, добиваясь легато, следя за
БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ, отрабатывая, если нужно, высоко поднятыми пальцами:
отрабатывать аккорды, НАЖИМАЯ, а не кидая, но очень быстро поднимая руку вверх:
и 1 раз слушая саму себя, добиваясь красоты и легкости.
13. Перерыв 5 минут. Упражнения – и слушать музыку.
14. РОНДО: по 2 раза отдельными – очень БЫСТРО: и 3 раза вместе: медленно,
быстро – и в среднем темпе, следить, чтобы рука не опускалась и не продавливала
клавишу: ЛИГИ!
15. 10-ую МИМОЛЕТНОСТЬ: по 3 раза отдельными руками, запоминая: 3 раза
вместе, останавливаясь, если не выполнены оттенки – и в других вещах так!
16. 5 минут: 5 нот и трели: освободить руку, поразгибаться
Вечер 2-ой
1. 15 минут – упражнения, как утром: в разных ритмах, считать вслух
2. Моцарт, легкая соната: играть левую руку 2 раза: медленно и средне, петь
правую голосом! Затем: играть правую руку, а левую ПЕТЬ – 2 раза!
Затем: сыграть 2 раза медленно – медленно для того, чтобы играть максимально
ровно и легато – не получается – ОСТАНОВИТЬСЯ И ДОБИТЬСЯ!
3. Перерыв 5 минут
4. Два этюда по 2 раза: медленно и средне, добиваясь – лиги и пр. Точность и
ровность! Не трясти кистью! Освобождать руку – снимать!
5. Сыграть по одному разу: 1-ый ВАЛЬС, Мимолетность (если не выучила – по
нотам) Болезнь Куклы, Рондо, 4-ую и 8-ую ИНВЕНЦИИ – как на концерте – и после
каждой вещи говорить, что получилось, что не получилось – ОБЯЗАТЕЛЬНО!
6. 10 минут – сольфеджио, петь, ОТБИВАТЬ ТАКТ НОГОЙ – обязательно!
7. Перерыв 5 минут: вода, дыхание, побегать.
ПОЛИНА, день 3-ий
1. 5 минут: 5 нот громко и высоко и очень медленно: потом ускоряя: крещендо и
диминуэндо: пробовать крещендо в одной руке и диминуэндо в другой – ПРОБОВАТЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНО!
2. Мое упражнение – обязательно, и арпеджио из двух гамм – 5 минут: медленно,
быстро, средне, освобождай руку, приподнимая и поворачивая – КИСТЬ ВЫШЕ!
3. Учить ГАЙДНА, АРИЮ С ВАРИАЦИЯМИ – 1 час – по такту, очень жестоко: такт
выучила, – потом следующий: вот так механически: но перед каждым таким учением
проигрывать с листа ту вариацию, которую учите: и в конце, невзирая от того,
сколько выучили – проигрывайте ту же вариацию еще раз отдельными руками и
вместе: учить сразу со всеми нюансами – ТОЛЬКО!
4. перерыв – 30 минут: дыхание, прыжки, бег, – побольше, слушать музыку,
почитать вслух, можно порисовать, дать чего-нибудь легкого: вода с лимоном или
квас, чуть меду – обязательно!
5. Крамер, этюд № 3–2 раза левой, два раза правой: через неделю можно потом
2–3 раза вместе. ВЫСОКО И МЕДЛЕННО беспощадно следить за большим пальцем, чтобы
он поднимался самостоятельно
6. МИМОЛЕТНОСТЬ № 10: 2 раза правой, 2 раза левой, 3 раза вместе, заучивая:
потом еще 2 Л, 2 раза П, 3 раза вместе – побыстрее. Потом поправить пальцы: 5
нот, внимательно следить за круглым сводом, поднятием пальцев, прогибами
пальцев, высотой кисти.
7. перерыв – 20 минут: почитать, порисовать, убрать, помочь, съесть, попить,
побросать руки.
8. ПАЛЬЦЫ – от пианиссимо до форте: всеми пальцами обеих рук – чтобы приятно
было добиться: какой палец самый послушный? Самый послушный – наградить, самый
непослушный – наказать
9. Моцарт, новая СОНАТА – следующие 3 такта с предыдущими: учить отдельными и
вместе.
10. перерыв 5 минут.
11. Моцарт – легкая соната: 10 минут отрабатывать кусок из любого места:
потом сыграть левую руку один раз форте, 2-й раз – пиано: потом вместе один раз
– медленно, СЛЕДЯ ЗА ПАЛЬЦАМИ И ТРЯСКОЙ РУКИ!
12. Освободить руки, вода, смазка, массаж легкий, поглаживание.
При этом отец ее постоянно бил, если она играла недостаточно эмоционально и быстро.
Всю книгу легко найти. Например, здесь:
http://rapidshare.com/files/124666520/PolOs_ProGru.txtВ статьях выше есть инфа 100% о том, что мозг подстраивается под деятельность, так же, как и тело меняет себя в зависимости от деятельности человека. Если человек будет развиваться интенсивно в одном направлении, то участки мозга, отвечающие за него, будут оптимизироваться.
Конечно, играет роль удача (некоторые делают 10 депозитов, разбивают все предметы на столе и обижаются на покер, теряя мотивацию), воспитание (не отступать и не сдаваться - это тоже закладывают родители и литература), количество свободного времени (если ребенку нужно ежедневно доить корову и ходить за водой за 5км, он вряд ли успеет стать гениальным математиком), но в остальном - это труд и оптимизация всего тела, включая мозг.
В исходных книжках, на основе которых написаны статьи GT выше, это тоже было, но я не стал переводить - рассказы о людях, которые за год научились запоминать какие-то безумные последовательности цифр, т.к. чем дольше чем-то занимаешься, тем более оптимально мозг располагает кластеры для информации. Ты же сам помнишь, что когда ты только начинал играть, тебе иногда было сложно понять, какая у тебя комбинация, не говоря уже про интерфейс клиента. Со временем ты на лету начинаешь читать не только свои, но и возможные комбинации оппонента. И так далее - если не будешь останавливаться (про остановки я писал в посте #1492 в этом дневнике).
Тоже родители и книги. Ну да, не каждому повезло с детством, не у всех была домашняя библиотека и нужные примеры в жизни. В этом смысле можно сказать, что не каждому дано, т.к. время ограничено и в 20 лет уже вряд ли можно вдруг развить в себе невиданные математические способности, если ты полжизни по 8 часов в день играл на баяне. Но попытаться можно.
Ваня любит приводить примеры про баскетбол, где у человека ростом метр-двадцать никогда не будет шансов, даже если он натренирует в себе поразительную меткость и силу броска. Это интересный аргумент, но я оставлю его без комментариев, а то и так уже длинный пост )
https://www.gipsyteam.online/article/1274-kak-obygrat-fila-ayvi-chast-1
https://www.gipsyteam.online/article/1415-kak-obygrat-fila-ayvi-chast-2
https://www.gipsyteam.online/article/588-legko-li-stat-plyusovym