AlexOm: Дневник профессионального бэкера

574
AlexOm
Бэкер
Статистика
Статистика
574
  • 500+
    подписчиков
Статистика темы
  • Популярность
    Топ-2844
  • Постов
    4,077
  • Просмотров
    1,097,157
  • Подписок
    574
  • Карма автора
    -10,671
1 113 114 115 116 204
  • Некоторое время назад я просил своих читателей познакомиться с замечательной статьёй С.В.Волкова.

    На статью было дано два интересных отзыва.

    iow:

    iow @ 16.8.2015
    Подобное тянется к подобному. Очевидно, что учёному проще писать для узкого круга специалистов - он хорошо представляет своего читателя, так как фактически работает над книгой для таких же людей как он сам. Нельзя абсолютизировать личный опыт, но мне кажется, что попытка сильно расширить целевую аудиторию своих статей или книг слишком часто она сопряжена с какой-то неловкостью от "прогибания под формат". Не могу себя представить, снимающим очередную часть "Трансформеров", хотя это, надо понимать, весьма выгодное предприятие. Думаю, упомянутый в записи историка Веллер и Акунин получают удовольствие от написания книг в популярной форме. Совершенно убеждён в том, что Кэмерон и Спилберг искренне любят мэйнстрим, а не просто выманивают из массового зрителя деньги. В этом и заключается вся трагедия: наверняка даже спокойный, умный и интеллигентный историк при некотором желании способен сотворить исторический триллер про Екатерину Великую, но в этом жанре он вряд ли добьётся того же успеха, что и подлинные мракобесы. Неплохая установка - воспринимать любой текст, прежде всего, как самовыражение. Первичен я, автор.

    Imbafer:
    Imbafer @ 16.8.2015
    Хорошая заметка, но как имеющий [полу]профессиональное отношение к исторической науке хочу отметить два пункта, с которыми хотел бы поспорить.

    1. Производство узкоспециализированного исторического знания, которое может быть интересно двум сотням профессионалов, оказывает прямое воздействие на а) состояние научного знания в целом и б) популярные представления об описываемом феномене.

    В первом случае историки, которые занимаются неким конкретным вопросом, предоставляют данные для ученых, проводящих исследования в смежных областях, будь это другие историки или специалисты иного гуманитарного направления. Скажем, автор заметки два года исследовал количество офицеров, участвующих в Первой мировой — этим знанием могут воспользоваться историки военного дела, социологи, изучающие структуру вооруженных сил, экономисты, соотносящие численность боевого состава с затратами ресурсов, лингвисты, изучающие распространенность фамилий в офицерской среде начала двадцатого века и т.д.

    Во втором случае я имею ввиду историков, имеющих дело с популяризацией научного знания. Это могут быть составители школьных учебников или авторы более широкой литературы, т.е. люди, которые имеют дело с историческим знанием более общего порядка: скажем, пишущие не о конкретных офицерах, а о Первой мировой или даже об истории двадцатого века. В любом случае они будут основывать свои обобщения, обрабатывая данные специалистов в узких областях.

    2. Автор указывает: "Забота о том, чтобы большинство «думало правильно» представляется вот как раз вовсе иррациональной". Мне кажется, что с этим утверждением очень сложно согласиться.

    Одной из важнейших особенностей европейской культуры, направлявшей ее развитие и во многом предопределившей ее современное состояние (а русскую культуру я нахожу неотъемлемой частью европейской) является наследие Просвещения - эпохи, сформировавшей традицию рационализма, свободомыслия и прогресса. Именно Просвещению мы обязаны современному облику цивилизации: от главенствующей роли науки и системы массового образования до экономического роста и принципа разделения властей.

    В свое время Просвещение предположило принципиально новый способ познания человека и действительности: тот, что ставит во главе собственный разум, а не религиозное откровение или чувственное ощущение. Новый подход предлагает принимать решения самостоятельно, а не доверяется авторитету вышестоящего или статусу священного. Формируется и принципиально новое отношение к знанию - эгалитарное, общедоступное: знание обладает ценностью само по себе и должно быть доступно широкому кругу лиц, а задачей человека образованного становится приобщение и популяризация.

    Конечно, существует длительная традиция критического отношения к Просвещению: от сентиментализма Руссо и немецкого романтизма до Франкфуртской школы и постмодернистских игр. Достаточно ли этого для отрицания всех ее достижений?

    Представим себе мир, где победила позиция автора и "думать правильно" не является чем-то важным, правильным и желаемым. Хотели бы мы жить в нем? Хотели бы мы жить в мире, где желание мыслить свободно рассматривалось как порочное? В мире, где большинство людей не обладают грамотностью, а технический прогресс считается чем-то ненужным и даже опасным? В мире, где ценность человеческой жизни ограничена желанием твоего господина?

    Для меня ответ на эти вопросы может быть только один.



    Автор текста выдвигает несколько тезисов:

    1) Что-то по-настоящему знать – «это круто», и ценность знания не нуждается в дополнительном обосновании.
    2) Настоящее знание эксклюзивно, то есть не может быть сделано достоянием масс. Доступ к знанию привилегирован.
    3) Это связано с невозможностью донести знание (или даже представление о том, как знание устроено, и откуда при помощи чего берётся) до широких слоёв:

    Чтобы быть популярным, надо потакать либо самолюбию масс, либо их инстинктам, или провозглашать нечто, находящееся за пределами здравого смысла.

    4) В связи с вышесказанным массовая аудитория является законной территорией шарлатанов. Шарлатан и говорит лучше и интереснее, и преследует цель захватить внимание толпы, а не донести истину. Соответственно, учёный всегда проиграет "конкуренцию".
    5) Сделана крайне важная ремарка, что иногда настоящий учёный "говорит как шарлатан" - в те моменты, когда обращается "к толпе". В этом тезисе содержится и оправдание разговора с широкой аудиторией, но вместе с тем и утверждение о критическом падении "качества" исходящего сообщения, оно фактически превращается в ненаучное.
    6) Резюме:

    Установка незнаек (никакого знания вообще нет - «все выдумано», а раз так, то выдумать вправе каждый) вполне адекватна психологии массы, отчего забота о том, чтобы большинство «думало правильно» представляется вот как раз вовсе иррациональной.


    Соответственно, iow и Imbafer высказали иной подход к поднятой проблеме, покрыв тем самым весь спектр возможных адекватных к ней отношений (подход "никакого знания вообще нет - «все выдумано», а раз так, то выдумать вправе каждый", хоть и популярен, но адекватным мне не видится).

    Вопрос, который невольно поднимает исходный текст, и который невольно раскрывается через призму сообщений комментаторов - это вопрос меры ответственности интеллектуала за трансляцию знания в массы. Речь идёт, прежде всего, о научном знании.

    Насколько интеллектуал может мириться с профанацией знания и с деятельностью разных шарлатанов? Насколько ответственен интеллектуал за то, чтобы "массы знали"?

    Существует несколько подходов к вопросу:

    Первый состоит в том, что серьёзное образование масс не представляется возможным в принципе, и потому говорить о подобной ответственности нельзя. То, что умами масс будут владеть шарлатаны, это нормально, а у нас тут полузакрытый клуб. Соответственно, это освобождает интеллектуала от любой ответственности социального свойства.

    Второй подход прямо противоположен: просвещение широких масс возможно, по крайней мере в каких-то определённых пределах. Но для этого необходимо мощное усилие, которое в состоянии привести к культурной революции (или эволюции). В этом смысле интеллектуал несёт ответственность, мера которой зависит уже от конкретной позиции приверженца подхода.

    Третий подход отрицает саму постановку вопроса. Иерархия высокого и низкого субъективна, и каждый выстраивает её для себя. Кому - Пруст, кому - свиной хрящик, и пусть каждый в этом мире найдёт своё. Соответственно, затеваемое кем-то "просвещение масс” - это не более, чем борьба одной концепции, конкурирующей с другими.

    Попробую сейчас высказать свою позицию в привязке к своему блогу и его будущему.
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    872/1159
    + 3
  • 1.

    Я пишу текст для блога. О поэзии. Мало кто понимает, что такое поэзия, мало кто умеет её читать - благодатная тема.

    Первый абзац дался легко.

    “Чувствительность к поэзии - это то, что отличает нас, нормальных людей со здоровой душой, от мудаков. Впрочем, не торопитесь записывать себя во вторые, если вы не любите и не понимаете поэзию. Вероятно, у вас просто нет ключа. Вы не владеете технологией и не понимаете, с какой стороны к поэзии подойти.

    В чём же состоит сущность поэзии?”

    А дальше - развилка, три пути.

    “Как хочу”, “как надо”, “как поймут”.

    А хочу продолжить цитатой:
    «Поэт произносит существенное слово, благодаря этому называнию Сущее впервые возводится к тому, что оно есть. Так оно становится известным как Сущее. Поэзия есть установление бытия посредством слова» (Хайдеггер, “Гёльдерлин и сущность поэзии”).

    И беда не в том, что большинство читателей не поймёт сказанное (ещё хуже будет, если подумает, что “ну всё понятно”), а в том, что цитаты такого рода приводятся не для того, чтобы блеснуть знанием замысловатых текстов или вставить в текст весёленький афоризм, а чтобы ввести в контекст дальнейшего повествования определённый комплекс идей, который прочитавшему и понявшему труд Хайдеггера сразу даст правильный контекст (а не читавший - возьмёт и прочитает).

    Но так писать нельзя. Если я пишу для широкой аудитории, текст не должен требовать дополнительных знаний и десятков дополнительно потраченных часов.

    "Как хочу” - это ходим кругами вокруг обсуждаемого, постепенно вскрывая разные слои и давая разные взгляды с разных точек - создавая тем самым целостную картину.

    Писать “как поймут” тоже не хочется. Начнём с того, что популярная ныне идея незнаек о том, что “всё сложное можно выразить простыми словами” - это полная чушь. Почему-то я до сих пор не встретил простого переложения Деррида или Гуссерля. Есть вещи, о которых в принципе “просто и понятно” не расскажешь.

    Во-вторых, яркий и фактурный материал, будучи приспособленным под неискушённого адресата, теряет почти весь свой сок и превращается в нечто пресное и резиновое. Чтобы этого избежать, приходится добавлять лишнее. Тут подсластить, там подрумянить, тут яркий образ, тут софистический приём, тут неожиданный ход, два шага - и строгий, но при этом интересный текст, превращается в профанацию.

    “Как надо” - это делать краткий экскурс в теорию литературы страниц на десять. Очевидно, к концу такого цикла из 4-5 текстов выживет около 10-20 читателей.

    И попадаешь в тупик.

    Написанное для себя никто не поймёт.
    Писать “как поймут” - значит заниматься профанацией или…
    Пересказывать учебник.

    Я приостановил цикл текстов о живописи, потому что оказался крайне неудовлетворён первыми двумя текстами. Они слишком скучны и “академичны”, чтобы быть интересными широкой аудитории, но шаг влево или вправо превратит их в профанацию, либо заставит меня очень сильно усложнить материал (и так, в общем-то, не самый простой).

    --

    Это была первая часть мыслей, вторая - вечером.
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    873/1159
    + 10
  • Капица?
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    62/191
    + 0
  • AlexOm @ 23.8.2015
    Если человека не научили получать удовольствие от этого, он переключит канал, а если и на другом канале будет тоже самое - выключит телевизор.


    Что-то мне искренне кажется, что многие не выключат телик. Что им еще делать то?
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    3/13
    + 0
  • TreeHouseTrip @ 23.8.2015
    Что-то мне искренне кажется, что многие не выключат телик. Что им еще делать то?


    Пойти на улицу искать приключения, например.

    Или проявить гражданскую позицию и включить группа "Бутырка" на весь район.

    Много вариантов.
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    874/1159
    + 0
  • На всякий случай прошу не воспринимать написанное выше, как мнение о людях, находящихся за пределами круга слушающих Рахманинова или о рабочих, о которых изначально говорил iow в своём примере.

    Я что хочу сказать: без подготовки Рахманинова слушать трудно. Этому нужно учиться, к этому нужно идти.

    Либо появиться на свет в музыкальной семье, либо получить музыкальное образование, либо во взрослом возрасте начать слушать (поначалу - через силу, понимая, что это нужно, и без этого никак), да разными способами.

    Но нельзя просто так взять и включить человеку Рахманинова. Для неподготовленного слушателя Рахманинов будет звучать, как для вас Мессиан. Кто согласен с тем, что Рахманинова может слушать каждый - включите вот это и расскажите, на какой минуте вы захлопнули ноутбук.

    ТЕМА ЗАКРЫТА
    875/1159
    + 1
  • AlexOm, для многих россиян "гражданская позиция" - это
    rId15.jpg
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    10/10
    + 0
  • Из поста выше можно понять, что текущим форматом ведения блога я не очень доволен.

    Если говорить коротко,
    1) Аудитория блога почти не растёт. Сомневаюсь, что его читает кто-то за пределами покерного сообщества.
    2) Блог не решает те задачи, которые я перед ним ставлю.
    3) Я сам перестал получать от ведения блога удовольствие.

    Я тут начал было нытьё на эту тему (см. пост по ссылке выше), и думал растянуть его поста на 3-4, но случилось неожиданное, в голове образовалась достаточно стройная концепция того, что нужно сделать.

    Не хочу писать, что "с сентября ждите революционных изменений", но что через какое-то время блог существенно преобразится - это точно.

    Попробую завтра описать, в какую сторону хочу двигаться.
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    876/1159
    + 1
  • AlexOm @ 23.8.2015
    На всякий случай прошу не воспринимать написанное выше, как мнение о людях, находящихся за пределами круга слушающих Рахманинова или о рабочих, о которых изначально говорил iow в своём примере.

    Я что хочу сказать: без подготовки Рахманинова слушать трудно. Этому нужно учиться, к этому нужно идти.

    Либо появиться на свет в музыкальной семье, либо получить музыкальное образование, либо во взрослом возрасте начать слушать (поначалу - через силу, понимая, что это нужно, и без этого никак), да разными способами.

    Придерживаюсь прямо противоположной точки зрения. От полного непонимания до первой лёгкой заинтересованности академической музыкой человека отделяет 1-2 хороших концерта. Просто они должны по духу ему быть близки. Может, я страшно заблуждаюсь? Не знаю. На самом деле, мне лично очень интересно именно здесь устроить маленький опрос, результаты которого предсказать не возьмусь, но они будут показательны.

    Под спойлером ролик с популярной арией, смотреть его нужно с 2:47 и до конца.

    Предлагаю проголосовать читателей блога, не слушающих классическую музыку, рейтингом к комментарию:

    + : музыкальный отрывок понравился или хотя бы показался интересным
    - : музыкальный отрывок не интересен или даже активно не нравится



    ТЕМА ЗАКРЫТА
    34/59
    + -1
  • Что делать если музыка классическая сама по себе нравится, а вот вокал нет?
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    32/38
    + 0
  • AlexOm @ 23.8.2015
    И попадаешь в тупик.

    Написанное для себя никто не поймёт.
    Писать “как поймут” - значит заниматься профанацией или…
    Пересказывать учебник.


    Тупик ли? Вокруг трансляции знаний с более высокого и сложного уровня на доступный и массовый существует огромная сеть институтов, культур и практик, от дидактики и немецкого bildung до педагогики и современной системы образования. Неужели они все тупиковые?

    Хороший ученый не обязательно будет хорошим преподавателем и наоборот (открытый вопрос, как к этому относиться), но нельзя сказать, что хороший преподаватель занимается профанацией. Напротив, найти такой язык и форму, одновременно интересную и понятную для читателя — задача, требующая ничуть не меньше тренировок и усилий, чем непосредственное усваивание знания. Было бы странно, если бы с первого раза удалось создать текст, который бы тебя полностью устраивал - не в последнюю очередь потому, что рассказывать о картинах Ван Эйка для покерной аудитории в качестве инициирующего шага может быть задачей и вовсе непосильной.
    Сообщение отредактировал Imbafer - 24.8.2015, 6:23
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    20/24
    + 2
  • А можно прояснить, что подразумевается под этим самым знанием? В математике, физике, химии есть что-то такое что недоступно людям непривилегированным?

    Или мы в данном случае подразумеваем некоторую обобщенную картину мира?
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    33/38
    + 1
  • Rumomote, под знанием тут может быть почти все что угодно, от диффренциального исчисления и законов термодинамики до институциональной экономики или особенностей иконописи.

    Привилегированность слово не совсем подходящее - скорее, существует знание, к которому нельзя подойти без подготовки: скажем, сложно понять смысл комплексных чисел, не ознакомившись хотя бы со школьным курсом алгебры и принципами решения квадратных уравнений.
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    21/24
    + 2
  • Но ведь в таком случае получается, что все зависит в первую очередь от умственных способностей. Тут и возможность написать обучающую программу и способность ее освоить. С установками границ компетенций конечно сложней, но не видится чем то нереальным. Хотя до момента установки этой границы мне рассуждения о том где она проходит для условных масс видится беспредметным.

    Где то здесь ещё должен подниматься вопрос о том кто есть умный, а кто есть глупый и как это определить.

    А следом поднимается не менее важный вопрос о том, а какие знания вообще нужны\важны.
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    34/38
    + 1
  • Прочитал дискуссию с небольшим опозданием. Думаю даже перечитаю позже, зацепило.

    Расстроило поразительно малое количество плюсов к постам. Грустно.
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    3/6
    + 0
  • AlexOm @ 23.8.2015
    Я что хочу сказать: без подготовки Рахманинова слушать трудно. Этому нужно учиться, к этому нужно идти.

    Либо появиться на свет в музыкальной семье, либо получить музыкальное образование, либо во взрослом возрасте начать слушать (поначалу - через силу, понимая, что это нужно, и без этого никак), да разными способами.


    Могу ошибаться, но создается впечатление, что Рахманинова нужно учиться слушать, хотя, на мой взгляд, все обстоит совершенно наоборот - его нельзя учиться ценить. Согласен с iow - лишь несколько концертов отделяет новичка от любви к классике и конкретному композитору, однако новичок этот, безусловно, искатель, и наверняка уже знаком с парой-тройкой прославленных музыкантов. Надпись на фреске Вазари "Cerca trova" - "Кто ищет, тот всегда найдет" подтолкнула искусствоведов к поиску утерянной "Битвы при Ангиари" Леонардо (хотя подлинность находки и не была подтверждена из-за споров вовлеченных сторон и приостановки работ, а сама надпись и вовсе могла быть лишь отсылкой к Данте). С другой стороны, стремление оценить устоявшийся канон композиторов и переключить с телеканала "Дождь" на "Культуру" приводит только к пополнению фанатов Тарковского (которого я, например, люблю смотреть ради погружения в терапевтический транс - говорю совершенно положительно и с любовью). Знание важно, пока есть страсть, и начинать надо, безусловно, с малого, но сам факт существования комплексных чисел и пара любопытных закономерностей ряда Фибоначчи - лишь пустой звук.

    В образовании мне кажется полезным подход Сергея Курехина - создание перформанса, смешение всех стилей и смыслов, появление известных людей в неожиданном амплуа. Алексей Герман, печально говорящий "Мне пора уходить из профессии" после
    разрушения сцены экскаваторами, признание в причастности к работе американских спецслужб в прямом эфире радиопередачи (а на деле - пересказ песни всенародного Высоцкого), призыв не боготворить гениального Ростроповича, потому что "в любом человеке автоматически заложена неповторимость, а научить играть можно любого". "Исчез полет, исчезло ощущение счастья от того, что человек творит что-то абсолютно новое, чего до него никогда не было" - как всегда шутя повторяет Курехин. И тогда человек у телевизора, поверивший, что "Ленин и броневик - это точная копия гриба и грибницы", а на радио пришел пионер нойза, игравший в окопах с Утесовым и Шульженко, начинает что-то подозревать.

    Ответственность интеллектуалов за трансляцию знаний в массы мне кажется исключительно ответственностью перед самим собой - ведь некоторые люди пойдут против своей ценности integrity, становясь, по их мнению, шарлатанами. У каждого человека должен базовый набор представлений, ценностей, иначе люди перестанут быть людьми прежде, чем наступила технологическая сингулярность и постчеловеческая эра. И к этому базовому набору, конечно, нужно прийти - избавляясь от идеологии или известных дихотомий (материя - сознание, движение - покой) в духе дерридианской деконструкции. А за счет институтов к узкому кругу интеллектуалов протянута лестница, с помощью которой мы получаем возможность приобщаться к различному знанию, хотя, в целом, картина остается чуть более оптимистичной чем в антиутопиях "Гаррисон Бержерон" или "Виртуальный кошмар" (без спойлеров).
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    1/1
    + 1
  • на сайте ммтмаркет в подвале ошибка с указанием ссылки
    вместо дизайн студии brele.ru ссылается на rele.ru (промышленный сайт)
    6045776.jpg
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    1/1
    + 2
  • zhukof @ 24.8.2015
    на сайте ммтмаркет в подвале ошибка с указанием ссылки
    вместо дизайн студии brele.ru ссылается на rele.ru (промышленный сайт)
    6045776.jpg


    Вероятно, они решили пойти на слияние.

    Спасибо, поправим!
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    877/1159
    + 4
  • Кстати о музыке Рахманинова и не только есть шикарный фильм " Блеск " http://www.kinopoisk.ru/film/16686/
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    1/1
    + 0
  • b2d137becfa081bf74337902ef17440a.png


    Биржа ничего так идёт (на графике - количество пакетов, август - прогноз по первым 23 дням). Да, и средний бай-ин перестал падать. Дно было нащупано на отметке в 15$.

    До декабря будем набирать высоту практически вертикально.

    Главный вопрос в том, как удобно представлять предложения, когда их будет 150-200 в день (а учитывая созданные "на будущее" - в том или ином смысле актуальных будет под 400).
    ТЕМА ЗАКРЫТА
    878/1159
    + 6
1 113 114 115 116 204
1 человек читает эту тему (1 гость):
Зачем регистрироваться на GipsyTeam?
  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.