2016, январь:
Томас Манн: Волшебная гора. Есть очень простой способ побороть в себе удивление перед зрелостью «Будденброков», которых Манн закончил к 25 годам, для этого необходимо взойти на Гору. «Волшебная гора» - один из самых интеллектуально насыщенных романов в истории литературы. Редко, так редко не можешь оторваться от чтения до шести утра! Открываешь форточку, заворачиваешься в два одеяла и на несколько часов погружаешься в мир, в котором рассуждения об эмбриологии, о связи анатомии со специальностью инженера, о красоте музыки, значении социологии, влиянии на жизнь политики и бесконечные религиозно окрашенные беседы о природе нравственности – это будни. В этом удивительном месте состязания софистов ставятся во главу угла. Впрочем, магистральная тема романа – природа времени. Главный герой, приехавший на три недели в санаторий, чтобы навестить родственника и немного отдохнуть, остаётся там на семь долгих лет. Этому условному отрезку времени жизни Ганса Касторпа и посвящено одно из самых значимых произведений европейского литературного модернизма.
Томас Манн: Лотта в Веймаре. Не слишком удачная попытка вернуться к эстетике Горы. Фантазия на тему личной жизни прообраза героини романа «Страдания юного Вертера» становится поводом для мучительно знакомых диалогов. Один из героев по мере усугубления его тяги к философствованию в беседе с Лоттой несколько раз заявляет о том, что он де «потерял нить разговора» или «снова нащупал тему»; очень уж лихо скачут мысли, пришпоренные авторской волей, перетекая одна в другую не самым очевидным образом. Пожалуй, такая манера не лишена иронии, но Веймар тем самым превращается в филиал знаменитого туберкулёзного санатория, с одной стороны, утратив свой суверенитет, с другой, не переняв обаяния увенчанного славой текста.
Томас Манн: Доктор Фаустус. Столько всего уже было написано о связи «Доктора Фаустуса» с другими вариантам истории чернокнижника, заключившего сделку с дьяволом, что к этому вряд ли стоит что-то добавлять. Хотелось бы сместить вектор мысли. Читатель интеллектуального романа о композиторе, не сделавший первых шагов по миру классики, обречён на многочасовые муки. Сегодня этот текст мне хорошо понятен, не вынуждает постоянно лезть в сноски и даже не кажется таким уж занудным. Мысли о природе музыки, изложенные в «Докторе Фаустусе», создают полную иллюзию профессиональной компетенции Манна. Писатель не просто отдаёт должное одному из важнейших видов искусства и не ограничивается лишь признанием в любви знаменитым на весь мир опусам, он прибегает к анализу технической стороны, увязывая её со сложным нравственным концептом.
Томас Манн: Признания авантюриста Феликса Круля. В первую очередь, потенциального читателя стоит предупредить, что свою последнюю вещь Манн так и не дописал; повествование обрывается на полуслове, более того – в весьма интригующий момент. Следует добавить, что автор пусть и узнаваем, но плод его творчества не имеет почти ничего общего с шедеврами интеллектуальной прозы. «Признания...» - плутовской роман или, если быть точным, опыт его иронического переосмысления.
Томас Манн: новеллы «Смерть в Венеции», «Тристан», «Марио и волшебник». Хорошо, что мне не пришло в голову ознакомиться с новеллами до решения взяться за романы Манна. «Смерть в Венеции» содержит лишь малую часть той магии, которая буквально обволакивает текст «Волшебной горы». Кроме того, невозможно не сравнивать первоисточник с потрясающей экранизацией Висконти, на фоне которого он тускнеет. «Тристан» - рафинированная вещь, представляющая какой-то интерес только в качестве наброска к санаторному шедевру. «Марио и волшебник» может вызвать некоторое любопытство из-за года публикации (1929), то есть это, в некотором роде, предчувствие гитлеризма. Вот тут я и решил остановиться, вряд ли стоит немца «дожимать», углубляясь в не самые выдающиеся его творения.