После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима.
Горе ты моё от ума,
Не печалься, гляди веселей.
И я вернусь домой
Со щитом, а, может быть,
На щите,В серебре, а, может быть,
В нищете,
Но как можно скорей. (с) Цой
Aut cum scuto, aut in scuto. Со щитом или на щите. НА ЩИТЕ ИЛИ СО (ПОД) ЩИТОМ. - Либо погибшим, побеждённым, либо победителем. Пожди — и сын твой с страшна бою Иль на щите, иль под щитом, С победой, с славою, с женою, с трофеями приедет в дом (Державин. На смерть графини Румянцевой). — Дайте мне руку на счастье, фрау Леноре, — у нас в России всегда так делается. — Правую или левую? — Левую — ближе к сердцу. Явлюсь послезавтра — со щитом или на щите! Мне что-то говорит: я вернусь победителем (Тургенев. Вешние воды).
В Древней Греции суровым мужеством и другими воинскими добродетелями славилась маленькая Спарта, страна закаленных патриотов. Существует легенда о некоей спартанке Горго. Провожая сына на войну, она вручала ему щит, по-спартански кратко сказав: «С ним или на нем!» Это лаконическое (то есть «чисто спартанское» - спартанцев звали также лаконцами) напутствие означало: или ты вернешься победителем, со щитом, или пусть тебя принесут на щите как спартанцы носили своих мертвых. И мы говорим иногда «вернуться со щитом», то есть одержать победу; «вернуться на щите» - найти гибель в борьбе. Применяются эти речения необязательно к настоящим боям и воинам, но и ко всяким житейским столкновениям.
Иногда говорят: «его подняли на щит» - в значении «ему оказали высшие почести». Это связано с другим, уже римским обычаем: римские солдаты, провозглашая командира своим вождем или даже императором, высоко поднимали его на щите над своими головами. И этот обычай отразился у нас в нашем языке; правда, теперь, говоря: «его подняли на щит», - мы подразумеваем чаще: его перехвалили, вознесли превыше заслуг.
" Однажды утром Конхобар пошёл на берег моря и увидел там спящую деву.
Он связал её, чтобы проснувшись, она не могла убежать.
И когда она проснулась, то стала просить его, чтобы он её отпустил.
Я-Тнабхал, - сказала она, королева моря. Попроси кузнеца-волшебника
Кулана, чтобы он выбил на щите моё лицо и имя. Едва враги увидят
твой щит, ослабеют они, зато в тебе и твоих воинах силы прибавится.
Конхобар отпустил её и повелел кузнецу сделать так, как она сказала. А
когда он возвратился в Ирландию, щит помогал ему одерживать победу за победой".
Кельтские сказания о гаэлах Щит - особая часть вооружения воина прежних веков. Это ладонь бога, с именем которого связал себя воин и которое либо изобразил, либо написал на своём щите. Щит мог быть покрыт шкурой животного-тотема, избравшего воина на служение себе. Он защищал его и являлся постоянным напоминанием о заключённом союзе. Воин со щитом - это человек, принявший определённые обязательства, за неисполнение которых ему предстоит ответить перед соответствующим божеством.
"По индейским поверьям, основная защитная сила щита заключалась не в толщине кожи, а в тех магических силах, которые передавались щиту во время изготовления. Существовали даже щиты, сплетённые в виде паутины. Они не могли защитить от стрел или пуль, но с точки зрения индейцев давали его владельцу защиту сверхъестественных сил. Некоторые щиты обладали совершенно исключительной колдовской силой и, в силу этого, требовали по отношению к себе совершенно особенного обращения.
У команчей такие щиты не только не вносили в жилище, но вообще старались держать подальше от лагеря - где-нибудь в полумиле от него. Ставя таким образом, чтобы щит никогда не мог коснуться земли. Такой обычай может показаться странным, но не следует забывать, что, согласно индейским поверьям, если рядом с ним проходила женщина в период менструаций - магическая сила щита полностью утрачивалась. То же происходило, если кто-либо брал щит жирными руками.
Собираясь в поход, воин шёл к месту хранения щита не кратчайшим путём, но делая полукруг. Сняв щит, он поворачивал его вокруг своей оси, после чего опять же возвращался в лагерь в обход, но с другой стороны. Таким образом, получался полноценный круг.
Чтобы дать щитам дополнительную силу, на рассвете в солнечную погоду их вешали на треногу рядом с жилищем так, чтобы лучи солнца падали на него. В течении дня щит поворачивали, тщательно следя, чтоб он был всегда повёрнут к солнцу "лицевой" стороной. После захода солнца щит возвращали на место хранения".
Ю.Стукалин "Хороший день для смерти"
Подобные традиции схожи у многих народов мира. С помощью щита можно было давать определённые знаки. Так, у древних валлийцев, поднятый на корабле щит узким концом вверх означал, что у его обладателя мирные намерения. "Со щитом или на щите" - такими словами, согласно преданию, провожали своих мужчин в поход греческие женщины.
Отсюда же и резко отрицательное отношение к воину, утратившему свой щит. В глазах окружающих он был не просто бойцом, потерявшим часть вооружения. Его начинали воспринимать как человека, утратившего поддержку божества.
"Бросить щит - величайший позор, и подвергшийся такому бесчестию не может присутствовать на священнодействиях и появляться на народных собраниях. Многие, сохранив, через посредство утраты щита, свою жизнь, чтобы покончить с бесчестием, позднее лезли в петлю".
Сенека "О гневе" I, XI
Изготовление магических щитов было делом в высшей степени сложным, ибо перед оружейником стояла задача каким-то образом "зафиксировать" божество на теле щита. Если этого не удавалось, щит из орудия магического превращался в обычный предмет, просто защищающий от ударов (каковым мы его обычно и знаем). Но возможно было превратить его в нечто особенное, чего и добивался, если владел секретным знанием, оружейник.
Кстати, количество магических щитов, которое мог сделать один оружейник, было ограничено. У индейцев-шайенов даже очень влиятельному шаману за всю его долгую жизнь не позволялось сделать более 4-х штук. Соответственно, за подобный щит велика была и оплата. В племени черноногих за него платили от одной до нескольких лошадей, в зависимости от заложенной магической силы и репутации шамана-изготовителя.
Отношение к щиту, как, в первую очередь, сакральному предмету, порождало странные, на наш взгляд, обычаи. Поскольку щит был слишком тяжел, индеец кроу, например, мог взять с собой только его покрышку. По его разумению, покрышка щита, усеянная сакральными знаками, магически полностью идентична самому щиту, потребность в ношении которого отпадала.
В иных случаях воины прикрепляли ту или иную важную часть щита или его уменьшенную копию к одежде. Так было положено начало воинским кокардам, бляхам и орденам.
Однажды Александру Македонскому пришлось штурмовать крепость города Мультан в нижнем Пенджабе. Александр, три его телохранителя и воин, нёсший священный щит богини Афины (взятый Александром из Трои), с боем забрались на стену крепости. И, не задумываясь, спрыгнули внутрь. Александр полагал, что остальные македонцы последуют за ними, но глубоко ошибся - воины, поднимавшиеся следом, продавили лестницу своим весом, и она развалилась. В результате, пятеро наступающих оказались перед лицом просто массы врагов, вооружённых не только мечами, но ещё и луками, коими они тут же воспользовались. В результате обстрела один из телохранителей был убит, остальные ранены, а сам Александр получил стрелу в лёгкое. Тогда телохранитель, по имени Перкастр, закрыл щитом Афины и упавшего полководца, и всю их маленькую группу. Прикрытые щитом богини, бойцы достаточно долго сдерживала осаду индийцев, пока греки не добыли другую лестницу и не пришли на помощь Александру.
Щиты в древности и средневековьеПринесли оружие из царского арсенала: Арагорн и Леголас облачились в длинные сверкающие кольчуги и шлемы, выбрали себе круглые щиты; щиты были выложены золотом и украшены драгоценными камнями — зелеными, красными и белыми.
Дж. Р. Р. Толкин, «Две крепости»Щит в Греции воспринимался не только как важнейший элемент военного снаряжения, но и как священный символ гражданской свободы. Обычно он передавался от отца к сыну, а в убранстве дома ему отводилось почетное место над очагом.
ПелтаОсобое отношение к щитам складывалось исторически. Именно щиту много тысяч лет назад довелось стать первым специальным элементом военного снаряжения. До новейшего времени в Африке и Америке сохранялись племена, еще не использующие в бою никакого иного оружия, кроме предназначенных для охоты дротиков и луков. Но щиты — сплетенные из прутьев, обтянутые кожей и прихотливо разукрашенные — уже были и у них. Воину, в отличие от охотника, приходилось опасаться метательных снарядов.
Первые щиты не отличались ни прочностью, ни большим размером. Крупный щит мешал своему владельцу передвигаться по лесу. В сражении же воин, отбивая летящие в него копья или уклоняясь от них, полагался преимущественно на свою ловкость. Но чем многочисленнее становились враждующие отряды, чем гуще летели стрелы, тем труднее становилось их избегать. Постепенно щиты увеличивались.
Легкие щиты из кожи (иногда усиленной металлическими бляхами) служили основным, а в большинстве случае и единственным защитным снаряжением в эпоху меди и бронзы. Позже они служили пехоте галлов, греческим пелтастам и римским велитам. Только после распространения тяжелых стрел и последующей замены дротиков занимающими обе руки луками пелты постепенно стали выходить из употребления.
Кожа в конструкции щитовДаже после того, как основным материалом при изготовлении щитов стали дерево и металл, «старая добрая» кожа продолжала использоваться в их конструкции. Укрепление деревянной основы одним или несколькими слоями кожи существенно увеличивало прочность изделия. Особенно если на щит надевалась влажная сыромятная кожа. В этом случае, высыхая, она намертво стягивала детали.
Другим преимуществом кожаной оболочкой являлась увеличение «вязкости» щита. Если он оказывался пробит, кожа зажимала вражеское оружие. Даже болты из мощных арбалетов застревали в щитах — наконечник не мог протащить за собой древко.
Круглый щитПо мере того, как все большую роль начинал играть ближний бой, требования к щитам возрастали. Пружинящая на гибкой основе кожа хорошо противостояла метательным снарядам, но не держала удары дробящего и рубящего оружия.
В какой именно момент появились первые жесткие щиты на деревянной основе, неизвестно, но в Египте значительная часть пехоты была вооружена ими еще в эпоху Древнего Царства. Свои щиты египтяне усиливали покрытием не из кожи, а из шкур мехом наружу. Благодаря этому с поверхности щита соскальзывали удары палиц — главного оружия ближнего боя в Египте того времени.
Щиты египтян не были круглыми, но в дальнейшем возобладала именно такая форма. Лишенные выступов очертания упрощали ношение щита и гарантировали, что в бою он не зацепится за другое снаряжение. Круглый щит менее всего ухудшал обзор и не мешал воину наносить удары.
С наступлением железного века щиты стали усиливаться металлическими элементами. Иногда внешнюю поверхность щита укрепляли две перекрещивающиеся узкие полоски стали. Но чаще железным ободом оковывались края щита. Металл не только стягивал деревянные детали, но и увеличивал вероятность того, что вражеские мечи будут ломаться при ударах о кромку.
Другой металлической деталью, нередко присутствовавшей даже в тех случаях, когда щит не имел железной окантовки, являлся
умбон — массивный полусферический выступ посередине. Он также представлял собой угрозу для вражеских клинков, но в большей степени предназначался для защиты кисти руки.
Круглые щиты — в средневековой Европе их именовали «
франкскими» — обычно снабжались умбонами и оковывались по краю железом. При весе около 3 килограммов их размеры могли быть различными. Одни представляли собой плоские деревянные диски около метра в поперечнике, другие, более всего распространенные на Ближнем Востоке, при вдвое меньшем диаметре имели выпуклую форму и полностью оковывались медью или железом.
Секреты древних технологийСделать мощный щит на деревянной основе было достаточно сложно. Проблема заключалась в том, что в древности столь прочные материалы, как, например, разработанная для нужд авиастроения фанера, известны еще не были. Изготовить же щит из цельного куска дерева также было невозможно. Рубанки и пилы, способные резать дерево вдоль волокон, появились только в 18 веке. До этого момента доски получались только раскалыванием бревна вдоль и выходили очень толстыми по отношению к своей ширине.
Щиты — как плоские, так и выпуклые — собирались из отдельных дощечек толщиной около 0,5 сантиметра. Прочность таких конструкций оставляла желать лучшего. Клей, кожа и железная окантовка, конечно, скрепляли деревянную основу, но этого было недостаточно. Вражеские удары даже не разрубали дощечки, а раскалывали их, расшатывали и выбивали из основы. Щит быстро разваливался.
Для того, чтобы сделать действительно прочный щит, древним мастерам пришлось все-таки изобрести «фанеру». Римский скутум склеивался из трех слоев лежащих крест-накрест узких 3-миллиметровой толщины дощечек.
Тяжелый щитПосле перехода к тактике боя в плотных построениях роль щитов возросла настолько, что из вспомогательного вооружения они превратились в основное. В тесноте фаланги воину некуда было деваться от вражеских копий. Без щита он был обречен. Наваливаться на ощетинившиеся железом ряды противника невозможно было даже с закованной в железо грудью. Но и щит мог быть не столько пробит, сколько продавлен наконечниками. Реализовать тактику столкновения фаланг возможно было, лишь поставив между воином и вражескими остриями действительно непреодолимую преграду.
Для того, чтобы гоплитский щит мог передаваться как семейная реликвия из поколения в поколение, его поверхность приходилось полностью покрывать медью, бронзой или железом. Слой металла толщиной 1,5—2 миллиметра увеличивал вес овального щита размерами 60 на 90 сантиметров до 7 килограммов. А так как высота щита все равно оказывалась недостаточной, снизу к нему нередко привешивался «фартук» — кожаный полог, защищающий колени воина от метательных снарядов.
Другой характерной особенностью греческих щитов стали полукруглые выемки по бокам, необходимые для того, чтобы древки копий не зажимались краями «переносных окопов». Копья первого ряда бойцов проходили через образованные выемками бойницы в стене щитов, а второй и третий ряды держали оружие в поднятой руке и наносили удары сверху.
Повысить ценность щита, естественно, могли увеличение его площади, придание ему выпуклой — «охватывающей» — формы и прямоугольных очертаний, позволяющих воинам смыкать свои щиты так, что все подразделение превращалось в почти неуязвимый редут — «черепаху» (тестудо). Создавая свой знаменитый скутум, римляне не упустили ни одной из этих возможностей. Правда, расплатой за совершенство стал огромный вес. Несмотря на то, что металлическое покрытие было заменено многослойным деревом, вес римского щита превысил 10 килограммов.
Щиты раннего средневековьяУпадок Римской империи еще не означал упадка тактики фаланги, а значит, и выхода из употребления тяжелых щитов. Германские и славянские воины также нуждались в вооружении для боя в строю. «Огромные, прочные, но труднопереносимые», по определению византийцев, щиты варваров обычно сшивались из толстых досок, имели овальную форму и были плоскими. Снаружи их могли покрывать шкуры. Намного реже — в «элитных» вариантах — внешняя поверхность могла усиливаться полосами железа.
Оригинальной чертой конструкции тяжелых щитов этого периода были иногда проделывавшиеся в их верхней части амбразуры — окошки для обзора. В раннем средневековье ополченцы часто не имели шлемов, поэтому предпочитали скрываться за щитом «с головой».
Треугольный щитВозрастание роли кавалерии в 7—11 веках неизбежно должно было привести к созданию щита, удобного для всадника. Таковым стал треугольный или каплевидный «норманнский» щит, постепенно ставший очень распространенным в Европе и на Руси.
В первую очередь нужно отметить, что скандинавы — настоящие «норманны», «люди с севера» — не имели никакого отношения к появлению норманнского щита. Честь его изобретения, по всей видимости, принадлежит еще византийцам. Европейское же его название связано с французской провинцией Нормандией, когда-то действительно завоеванной датчанами, но позже прославившейся именно своей рыцарской кавалерией.
От тяжелых щитов античности треугольный щит унаследовал значительный (до 5—6 килограммов) вес и кожаный наплечный ремень. Форма же его была связана с изменением назначения. Рыцарь не мог управлять щитом в конном бою, его левая рука была занята поводьями. Поэтому «капля» просто свисала на плечевом ремне, прикрывая левый бок всадника. Ну, а так как слева от седла располагалась только одна нога рыцаря, щит можно было сделать сужающимся к низу.
Конечно, такое применение щита может показаться неэффективным. Но на самом деле норманнский щит был исключительно полезен европейским всадникам. Рыцарское седло обеспечивало необходимую для боя на копьях жесткость посадки, но практически лишало наездника возможности повернуться для отражения удара слева. А обычное до 13 века защитное снаряжение — кольчуга — безопасности вовсе не гарантировало.
Начиная с 14 века, по мере распространения пластинчатых лат, роль щитов в европейской кавалерии стала быстро снижаться. В позднем средневековье появились совсем небольшие треугольные щиты, крепившиеся к локтю и предназначенные для отведения в сторону наконечника вражеского копья в рыцарском поединке. Впрочем, и в более ранние периоды всадники нередко использовали крошечные — всего 30 сантиметров в диаметре — металлические щиты на левое предплечье.
Щиты норманнского типа получили распространение только в Европе и в меньшей степени на Руси. Азиатские и русские всадники использовали лишенные спинки и не стесняющие движения седла, что позволяло им свободно наносить удары влево, и делало ненужным — даже вредным — тяжелый деревянный треугольник на плече. Кроме того, если не ставилась задача нагнать коня на пехоту, управлять им было вполне возможно с помощью одних только ног, что позволяло наезднику пользоваться мечом и круглым щитом.
ПавезаКроме тяжелых щитов, предназначенных для нанесения таранного удара, и круглых щитов, удобных для того, чтобы отбивать удары вражеские, в глубокой древности появились щиты, несущие функцию переносного укрытия от стрел.
Еще ассирийские барельефы демонстрируют щитоносцев, прикрывающих отряды лучников. Павезье с плоскими щитами из кожи и бронзовых блях иногда составляли первый ряд персидской фаланги. Описывая походы Александра Македонского, историки отмечали очень высокие — больше человеческого роста, — но узкие плетеные щиты индийских лучников. После того, как заостренные нижние концы щитов втыкались в землю, позиция стрелков превращалась в настоящую стену с узкими вертикальными бойницами. В дальнейшем именно такой способ установки павез стал основным.
Наиболее знамениты, конечно, изготовленные из легкого дерева генуэзские павезы, служившие в качестве подпорок при стрельбе из арбалетов. Но этим функции павез, естественно, не исчерпывались. Очень важную роль «пассивные» щиты играли при осаде крепостей. Кроме того, в 13—14 веках павезье нередко вставали в первый ряд фаланги пикинеров.
БаклерВ позднем средневековье необходимость использования двуручного оружия — пик, алебард и арбалетов — заставила пехоту почти полностью отказаться от щитов. Конечно же, это снижало живучесть воинов, ведь пластинчатые латы даже в 16 веке имелись далеко не у всех. А что оставалось делать? Пикинер мог носить с собой корд, однако даже заброшенный за спину щит бы очень мешал ему в строю. Разве что сделать щит совсем маленьким...
Так в Европе появились баклеры — маленькие, около 20—30 сантиметров в поперечнике цельнометаллические щиты, пригодные для постоянного ношения. Еще их именовали «кулачными щитами». Дело было в том, что баклеры имели всего одну рукоятку, которую воин сжимал в кулаке.
Чтобы встретить баклером стрелу, требовалась большая ловкость, а для отражения ударов тяжелого оружия щит весом около килограмма был слишком легок. Но в бою на основном «индивидуальном» оружии пехоты средневековья — кордах — его полезность была несомненной.
В Европу баклеры попали с Ближнего Востока. Но еще задолго до арабов кулачными щитами пользовались воины Ассирии. Располагая монополией на металлические панцири, ассирийцы мало беспокоились об отражении ударов и применяли щиты в первую очередь для их нанесения. Ассирийский баклер снабжался несколькими длинными, как лезвия кинжалов, стальными шипами. Позже и в Европе баклер иногда стал использоваться в качестве гарды кинжала.
Щиты сегодняПосле появления огнестрельного оружия щиты стали быстро сдавать свои позиции. Но не сразу и не без боя. Известен, например, противопульный стальной щит 16 века, снабженный зарешеченным окошком для обзора и даже встроенным пистолетом. Да и перед Второй Мировой войной на вооружении нашей армии имелись снабженные колесиками щиты для стрельбы лежа. Но огромный вес, естественно, не позволял подобному снаряжению приобрести заметное распространение.
Тем не менее, щиты — как прозрачные плексигласовые, обеспечивающие защиту от летящих камней, так и титановые, выдерживающие пистолетные пули и ружейную картечь, — нашли свое место в строю. Своим возвращением на сцену они обязаны возрождению фаланги, применяемой силами правопорядка при разгоне демонстраций.
Щит «по зубам»Согласно легендам, варяжские берсерки в боевом неистовстве грызли свои щиты. Сообщения о таком их обычае, скорее всего, вымысел. Но о том, что именно легло в его основу, догадаться нетрудно. В средние века сильные воины предпочитали не оковывать свой щит железом сверху. Топор все равно не сломался бы от удара о стальную полосу, зато в дереве он мог застрять. Понятно, что щит-топороуловитель должен был быть очень прочным и тяжелым. И его верхняя кромка выглядела «изгрызенной».
Другой оригинальной стороной взаимоотношений берсерков со своими щитами являлось то, что иного оружия у «воинов в медвежьих шкурах» нередко не имелось. Берсерк мог сражаться с одним только щитом, нанося удары его краями или просто повергая врагов наземь. Такой стиль боя был известен еще в Риме.
Но дальше всех продвинулись в искусстве боя с одним щитом, естественно, китайцы. Их круглые «щиты специального назначения» изготавливались из бронзы, затачивались по краям и даже могли разбираться на две части, что позволяло использовать их в качестве парного оружия.
Урок окончен. Всем спасибо.
Используемые материалы:
http://www.otrezal.ru/catch-words/413.htmlhttp://slovari.yandex.ru/dict/frazslov/article/4/b259.htmhttp://www.mirf.ru/Articles/art1360.htmhttp://bear-loka.spb.ru/books/wardeath/page18
Для чего мне это? Я не буду лукавить и рассказывать, как сильно я радею за градус образованности форума. Скажу правду и покончим с этим раз и навсегда. Всем, кто хочет меня отблагодарить за эти темы, мой кошелек вебмани: Z123xxxxxx. я шучу. На самом деле причиной всему является мой эгоизм . объясню, что под этим подразумевается. Постараюсь кратко.
Я бросил универ на 3-м курсе. Причиной тому стала "неуспеваемость". Но это была неуспеваемость не за материалом, а всего лишь тупая неуспеваемость ходить в универ, т.к. ночи напролет я заседал в покерных клубах и идти в универ просто не было желания. И вот, при среднем бале 4,4 в зачетке, я был оттуда отчислен. документы (аттестат и прочая муть) до сих пор в универе, т.к. я туда даже не появился. Узнал об отчислении из разговора с мамой по телефону. Воооот... После отчисления единственным источником самообразования остались книги. Читаю я много и люблю это делать, но также понимаю, что этого недостаточно. Все мы знаем, что если человек не прогрессирует, то он деградирует. Это как езда на велосипеде: крутишь педали - едешь, перестал крутить - остановился и упал. Что бы вновь начать движение, нужно прилагать массу усилий - подняться, отряхнуться, вскарабкаться на железного коня вновь и начать крутить. Крутить не так-то просто, когда начинаешь движение. Думаю, здесь объяснил. Собственно деградировать нет ни малейшего желания, хочется развиваться. Все, что я делаю - это моя плата за то, что я получу в итоге. я рассказываю то, что Я знаю, вы рассказываете то, что знаете ВЫ. В итоге, все в плюсе, всем хорошо. Мне не хочется стать человеком, который мастерски управляется с тремя кнопками (чек, рейз, фолд), но с которым по сути не о чем поговорить. Это ужасно. Представьте, вы с девушкой на свидании, она вам рассказывает интересный исторический факт, вы киваете с умным видом и потом вещаете о печальном вылете на бабле в турнире по 109$, ну бред же! Конечно же утрирую, но суть ясна. в этом и заключается ассоциальность покера. Нет притока разнообразной информации. Все разговоры в основном о бедбитах, розыгрышах, турнирах, кеше и т.д. Всем, кто пишет: "много букв" и подобное, я дам совет: не читайте и даже не открывайте мои посты. я графоман и в них всегда много букв. Всем критикам с "нездоровой критикой" желаю обходить сие начинание стороной, т.к. следуя французской поговорке: "Лучше хвалить себя, чем хулить других", я буду делать хоть что-то, а не критиковать остальных(правительство, образование, семью, родителей и т.д.). Чего, собственно, от вас хочу и вам желаю. Мы - это наше будущее и будущее наших детей. Советую подумать над этим. ))) ещё пара примеров: хочешь заработать сам, дай заработать другим(хочешь научиться, научи других). под лежачий камень вода не течет(не п***ди, а делай).
В общем, про эгоизм и смысл этих рубрик поведал.
Если темы наберут ход, то очень прошу модераторов, если возможно, создать отдельную вкладку для удобства.
В мыслях и планах на будущее есть ещё пара тем, но считаю, что пока не нужно заваливать форум. со временем добавлю. Я не претендую на авторство и если увижу новую тему с названием "Уроки; XXXXXX", то буду только рад. Понятно, что один я никогда это не вытяну. Если вам лень тыкать на кнопочки клавиатуры, то у меня, как ни странно, работает ЛС. Туда вы можете скидывать интересные темы для рубрики.
Пока помню, господа, не нужно делать что-то из под палки. Лучше не делать совсем, чем делать плохо. Я не хотел бы превращать эту идею в школу, где порой нудно и неинтересно. Чем интереснее вы сделаете пост, тем полезнее он будет.
В конце сего обращения хотелось бы поблагодарить всех, кто хоть как-то принял в этом участие. Помните, мы делаем хорошее дело и кто знает, как это аукнется в нашей жизни. Всем Спасибо.
Итак, прошу приветствовать, ее величество - "ИСТОРИЯ"
С историей в школе у меня совсем не заладилось, хотя мне это и не помешало закончить школу с четырьмя "четверками" (остальные "пять"). во-первых, с учителем у меня было много разногласий, которые со временем переросли в войну и в 11 классе, вместо уроков истории, я посещал уроки физкультуры, где 40 минут бросал баскетбольный мячик в корзину. во-вторых, я не любил читать. в школе открывал максимум два учебника - английский и алгебра. первый, потому что уроки вела классный руководитель, второй - нравился предмет. Кстати, не любил я и писать сочинения. Сейчас о себе я вряд ли бы такое сказал. Чтение полюбил уже в Питере, когда по замазке устроился на работу сторожем в ночную смену. с тех пор читаю много, но история осталась белым пятном, хотя в ней очень много интересного. "Знание истории позволяет нам не совершать ошибок наших предков, заранее предвидеть трудность и черпать силы для их преодоления". во как!
Пилотный урок.
Многие из нас часто слышат выражение "Варфоломеевская ночь". Контекст: я покажу тебе варфоломеевскую ночь. Кто-то даже, как и я , использовал его в повседневной речи, даже не догадываясь, что оно означает. Недавно я дочитал книгу Проспера Мериме: "Хроника царствования Карла IX. Новеллы." Спешу поделиться. Я прочитал, что написано в Википедии и мне не очень понравилось. Поэтому буду писать своими словами, основываясь на Мериме, т.к. он, в свою очередь, опирался не на труды и публикации учёных, а на подлинные свидетельства современников и участников событий. Итак:
Варфоломеевская ночь
Сей печальный, трагический, я бы даже сказал, вопиющий случай убийства толпы народа произошел во Франции 24 августа 1572 года. До сих пор никто не сможет сказать была ли это запланированная акция или стечение обстоятельств, но факт остается фактом. Впрочем, сам Мериме приводит кучу аргументов в пользу того, что это было непредвиденное, стихийное народное восстание. в ту ночь было вырезано более десяти тысяч гугенотов(французские протестанты). их просто стерли с лица земли. Сейчас это кажется чем-то из области фантастики, но в то время постоянно кто-то кого-то мочил. Также стоит учитывать тот факт, что участвовала вся страна. французы ополчились на гугенотов, как на врагов, как на чужестранцев.
Вся Франция в то время была разбита на три партии: протестанты(возглавлял ее адмирал Колиньи после смерти принца Конде), партия Гизов(ультрароялисты - приверженцы короля во Франции, более монархисты, нежели сами короли) и королевская партия(самая слабая; Карл IX и его мать Екатерина Медичи). Они постоянно враждовали.
Ну обо всем по порядку.
Вообще, в XVI веке Франция постоянно находилась в режиме "гражданская война: on". Обстановка была напряженной. Король Карл IX был как бы между двух огней. с одной стороны протестанты, с другой Гизы. Чтобы получить власть во всей Франции ему необходимо было сталкивать две другие партии между собой. Ведь раздавив одну, он отдавался во власть другой. Система балансирования уже тогда имела место быть. Разделяй и властвуй.
всего было восемь междуусобных войн на почве религии. Суть в том, что Гизы не давали гугенотам пороть свою ересь и всячески им мешали. Соответственно народ Франции поддерживал Франсуа де Гиза. Но Конде и Колиньи бежали в Ла-Рошель, которая с этих пор стала главной квартирой гугенотов. Английская королева Елизавета снабдила гугенотов деньгами и оружием, немецкие протестантские князья оказали им помощь войсками. К началу резни подтолкнули несколько событий.
1.Сен-Жерменский мир положил конец трём годам гражданской войны между католиками и протестантами, однако вызывал опасения, потому что наиболее радикальные католики отказывались его признавать. Семейство Гизов, возглавлявших наиболее радикальную католическую фракцию, добивалось недопущения присутствия гугенотского лидера, адмирала Гаспара Колиньи при дворе. Однако Екатерина Медичи со своим сыном Карлом IX всячески пытались охладить воинствующий настрой своих единоверцев. К тому же их сопровождали финансовые трудности, которые вынуждали поддерживать мир и оставаться в дружеских отношениях с Колиньи. Гугеноты имели хорошо вооружённую армию, щедрые ассигнования своих аристократов и контролировали укреплённые города Ла-Рошель, Коньяк и Монтобан.
2.Чтобы закрепить мир между двумя противоборствующими сторонами, Екатерина Медичи запланировала на 18 августа 1572 года свадьбу своей дочери Маргариты Валуа с протестантским принцем Генрихом Наваррским, будущим королём Генрихом IV. Но ни римский папа, ни испанский король Филипп II, ни наиболее рьяные католики Франции не разделяли политику Екатерины. Грядущий брак послужил поводом к сбору в Париже большого количества именитых протестантов, которые приехали, чтобы сопровождать своего принца Генриха на брачной церемонии. Но в Париже господствовали антигугенотские настроения, и парижане, подавляющее большинство которых было католиками, нашли присутствие гугенотских лидеров неприемлемым. В парламенте самого Парижа было решено пренебрежительно отнестись к церемонии брака. Ненависть католиков-простолюдинов подогревалась плохими урожаями, увеличением налогов, повышением цен на пищу и предметы первой необходимости. Обыкновенных горожан возмущала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы. Сам королевский двор был чрезвычайно разделён. Екатерина Медичи не получила разрешения папы римского на этот брак, ей стоило немалых усилий уговорить кардинала Шарля де Бурбона (единственного католика в семье Бурбонов) поженить пару. Назревало противостояние в среде католиков, но Гизы были не готовы вступить в противоборство со своими конкурентами.
3. во всех религиозных войнах того времени Колиньи принимал самое деятельное участие, почему возбудил к себе глубокую ненависть всех католиков и Гизов. Он несколько раз со времени первой религиозной войны (1562) подвергался нападениям убийц, но оставался невредимым до 22 августа 1572 года. К этому времени Колиньи сблизился с Карлом IX, мечтавшим, с помощью адмирала, который пользовался большим уважением у реформатов во всей Европе, присоединить к Франции Нидерланды. В 1571 году Колиньи вошел в состав Королевского Совета. Став ближайшим советником Карла IX, побуждал его к войне с католической Испанией (которую считал основным врагом Франции) в союзе с Англией.
Екатерина Медичи увидела в сближении короля с Колиньи опасность для своей власти и решилась отделаться от адмирала: 22 августа, когда он поздно вечером ехал из Лувра мимо дома, принадлежавшего Гизам, из окна выстрелил в адмирала наёмный убийца Моревель; пуля только ранила руку Колиньи; раненого отвезли домой, а убийца успел скрыться. Наконец в Варфоломеевскую ночь Колиньи погиб одним из первых.
Парижский люд был тогда до ужаса фанатичен. Горожане создали нечто вроде национальной гвардии, которая представляла собой настоящее войско и готова была взяться за оружие, едва лишь заслышит набат. Насколько парижане любили герцога Гиза - и в память отца, и за его личные заслуги, - настолько гугеноты, дважды их осаждавшие, были им ненавистны. Словом, для того чтобы фанатики бросились резать своих впавших в ересь соотечественников, нужно было кому-нибудь стать во главе их и крикнуть: "МОЧИ!", только и всего. И вот, этот, сцука, герцог Гиз, которому угрожали и король и протестанты, вынужден был искать поддержки в народе. Он собирает начальников городского ополчения, сообщает им, что существует заговор еретиков, требует перебить заговорщиков, пока они ещё не начали действовать, и только после этого решено было учинить резню. Строгость тайны, в которую был обличен заговор, а также тот факт, что хотя в заговор было втянуто множество людей, никто этой тайны не выдал, объясняется весьма просто: после возникновения замысла и до его осуществления прошло всего лишь несколько часов. Если бы дело обстояло иначе, это было бы нечто из ряда вон выходящее, ибо в "Париже любой секрет распространяется мгновенно".
Какое участие принял король? Если он и не был "за", то уж точно и не был "против". Спустя два дня, в течение которых совершались убийства и насилия, он от всего отрекся и попытался остановить бойню. Но ярости народной дай только волю - небольшим количеством крови ее тогда уже не утолить. Ей понадобилось шестьдесят с лишним тысяч жертв.
используемые материалы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D1%8C
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%B8,_%D0%93%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80_%D0%B4%D0%B5_%D0%A8%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9%D0%BE%D0%BD
Проспер Мериме: Хроника царствования Карла IX\Новеллы.
Теперь, когда вы услышите выражение: "Я тебе покажу варфоломеевскую ночь", подумайте дважды над тем, стоит ли злить тот рот, который это произносит ; или просто человек не понимает о чем говорит .
На этом все. Спасибо за урок. Все свободны.