Начну немного издалека.
Покер - это дискретная игра. Это значит, что существует ограниченное количество действий (ограничение на ставку, она не может составлять 332.1 фишки например при блайндах 1/2 )
Наборов карт конечное число, поэтому количество спектров также конечно (если быть точным, 2^2652)
Ограничена наша информация за счет предыстории, ограниченны тайминги.
Но развитий событий так много, что мы на эту дискретность забиваем.
Задача игрока в покер состоит по сути из двух подзадач:
1) Определение стратегии оппонента.
2) Вырабатывание оптимальной контрстратегии
Начнем с п.1
Что такое вообще стратегия?
Это полный набор действий при всех возможных ситуациях.
Стратегии делятся на чистые, смешанные и стохастические.
Чистая стратегия - в ответ на какие-то действия оппонентов ты действуешь вполне определнным заранее способом.
Если в тебя пушат АА - ты всегда коллируешь.
Если в тебя рейзит АА с таймингом X со статами Y и наборами прошлых раздач Z, ты всегда 3бетишь в 3 раза, если возможно - иначе пушишь. Это все части чистой стратегии.
Смешанная стратегия - это чередуемые случайным образом чистые стратегии, с определенными вероятностями (частотами).
Ты иногда 3бетишь AA, иногда коллируешь против конкретного оппонента в СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫХ ситуациях.
Это не значит, что некоторых оппонентов ты отколлируешь, некоторых отрейзишь - это значит ,что в абсолютно одинаковых ситуациях ты примешь разные решения.
Конечно ,ситуации не бывают абсолютно аналогичные, но пока мы этим пренебрегаем.
В процессе игры в покер мы никогда не знаем стратегии оппонента (да что уж тут говорить, мы и свою внятно описать не можем, иначе реги нл1000 писали бы ботов, рвущих себя (боты бы играли как реги в оптимальной ситуации, не тильтуя итп)
Наша цель
а) Найти как можно более точное приближение стратегии оппонента
б) Выработать подстратегию, которую можно озаглавить как "Игра против оппонента X в условиях Y"
Но тут мы сталкиваемся с небольшой ( ) проблемой - стратегии оппонента зависит от предыстории, то бишь от времени.
Ладно, далее буду краток, т.к. ухожу не туда
Так вот. Мы играем в смешанных стратегиях
Балансирование - это изменение распределений вероятностей применения чистых подстратегий в нашей большой смешанной стратегии с целью сделать НЕВОЗМОЖНЫМ подбор оппонентом такой чистой стратегии, что он получает преимущество.
Проще говоря, оппонент всегда нам проигрывает, либо играет в ноль (пока на всякий случай ещё раз замечу, что оптимальная стратегия всегда является неслабалансированной, кроме случая, когда оппонент также играет сбалансированно)
Таким образом, если мы говорим ,что мы играем сбалансированно, то автоматически определяет нашу стратегию (есть теорема о том, что в смешанных стратегиях всегда существует равновесие Нэша, которое показывает нам наборы стратегий участсвующих игроков - все оппы играют сбалансированно и играют в ноль каждый)
Поэтому разговор о сбалансированной игре абсурден - это игра по Нэшу.
Пойдем далее
Когда говорят о сбалансированной игре часто подразумевают неэксплуатируемую , т.е. при любых действиях оппонента мы играем в плюс. Почему вообще возможно такое? Да потому ,что есть мертвые деньги.
На этом подробно останавливаться не буду, если у кого-то из читающих есть вопросы – пишите, разъясню
Поэтому чаще говорят все-таки о балансировании против каких-то оппонентов и о балансировании каких-то линий.
Вообще говоря, баланс не нужен, когда оппонент играет с постоянной во времени стратегией.
Вот простой пример: - игра «камень, ножницы, бумага»
Показывая случайным образом их с вероятностями {1/3,1/3,1/3} мы игру с любым соперником будем сводить в 0.
Но если опп играет например с вероятностями показа камня-ножниц-бумаги {0.33,0.33,0.34}
нам выгодно играть {0,1,0} - то есть всегда выбирать ножницы
Сбалансировано же играть {1/3; 1/3; 1/3}
{0;1;0} – основная эксплуативная стратегия. Вернемся к покеру:против оппонентов с завышенным фолдом на контбет нам выгодно ставить контбеты в 100% случаев!!!
Почему мы так не делаем? Да потому что люди умеют аджаститься, что значит изменение стратегии во времени. Это важно! Аджаститься могут все по разному, у кого-то она неадекватная (переаджаст, когда кто-то переключается на другую, но также эксплуативную стратегию, недоаджаст – когда все равно его выгодно эксплойтить также и торомозоаджаст, когда он приаджастился ,когда мы уже ушли, а он ковыряет через полгода свои руки в ХМе
Даже самый упоротый фиш, играющий с конопляных полей Австралии с 3G модема МТС, находящимся в роуминге что-то заподозрит, если мы будем ставить в него 100% флопов. Это его выбесит и он начнет коллдаунить нас и рейзить кбеты на воздухе.
Мы ставим в него не 100% флопов. Это балансирование линий, лишь приближающее нас к балансу (мы все равно продолжаем играть в эксплуативный покер против стратегии оппа в данный момент времени. Но он может изменить свою стратегию, и наша эксплуативная стратегия перестанет его эксплуатировать и он начнет эксплойтить нас)
Т.е. мы чуть балансируем свои линии, т.к. считаем, что эксплуатируя сейчас его по максимуму (ставя 100% кбетов) мы выиграем меньше, чем от того, что он в будущем меньше изменит свою стратегию и в долгосрочной перспективе нам это принесет больше. Так что балансом в обиходе обычно называют именно это.
Понятно, что чем сильнее оппонент аджаститься, тем больше мы должны балансировать линии и тем слабее мы должны использовать мы его лики, вроде завышенного фолда на 3бет, чтобы он не понимал, что их нужно балансировать (опять же ,если мы считаем, что от него мы получим больше денег при слегка завышенном трибете, чем от 3 трибетов подряд, после которых мы убежим)
Таким образом, мы приходим к тому ,что играть в полноэксплуатируемой стратегии плохо. И чем сильнее оппонент – тем ближе мы должны быть к балансу, достигая его с абсолютно сильным оппонентом.
Резюмируя:
Сбалансированная игра нужна лишь против оппа со сбалансированной игрой (и это достигается в равновесии Нэша)
Чем слабее оппонент, тем более несбалансированной должна быть наша стратегия.
Так что сбалансированная игра – это таки стратегия игры
А вот балансирование игры – процесс выбора таких частот смешанной стратегии, что мы находимся между абсолютно сбалансированной стратегией и между абсолютно эксплуатирующей игрой.
Кстати, это всё порой чуть размывается, за счет того, что мы почти никогда не знаем стратегий оппонента, а всего лишь приближаемся к ним
Покер - это дискретная игра. Это значит, что существует ограниченное количество действий (ограничение на ставку, она не может составлять 332.1 фишки например при блайндах 1/2 )
Наборов карт конечное число, поэтому количество спектров также конечно (если быть точным, 2^2652)
Ограничена наша информация за счет предыстории, ограниченны тайминги.
Но развитий событий так много, что мы на эту дискретность забиваем.
Задача игрока в покер состоит по сути из двух подзадач:
1) Определение стратегии оппонента.
2) Вырабатывание оптимальной контрстратегии
Начнем с п.1
Что такое вообще стратегия?
Это полный набор действий при всех возможных ситуациях.
Стратегии делятся на чистые, смешанные и стохастические.
Чистая стратегия - в ответ на какие-то действия оппонентов ты действуешь вполне определнным заранее способом.
Если в тебя пушат АА - ты всегда коллируешь.
Если в тебя рейзит АА с таймингом X со статами Y и наборами прошлых раздач Z, ты всегда 3бетишь в 3 раза, если возможно - иначе пушишь. Это все части чистой стратегии.
Смешанная стратегия - это чередуемые случайным образом чистые стратегии, с определенными вероятностями (частотами).
Ты иногда 3бетишь AA, иногда коллируешь против конкретного оппонента в СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫХ ситуациях.
Это не значит, что некоторых оппонентов ты отколлируешь, некоторых отрейзишь - это значит ,что в абсолютно одинаковых ситуациях ты примешь разные решения.
Конечно ,ситуации не бывают абсолютно аналогичные, но пока мы этим пренебрегаем.
В процессе игры в покер мы никогда не знаем стратегии оппонента (да что уж тут говорить, мы и свою внятно описать не можем, иначе реги нл1000 писали бы ботов, рвущих себя (боты бы играли как реги в оптимальной ситуации, не тильтуя итп)
Наша цель
а) Найти как можно более точное приближение стратегии оппонента
б) Выработать подстратегию, которую можно озаглавить как "Игра против оппонента X в условиях Y"
Но тут мы сталкиваемся с небольшой ( ) проблемой - стратегии оппонента зависит от предыстории, то бишь от времени.
Ладно, далее буду краток, т.к. ухожу не туда
Так вот. Мы играем в смешанных стратегиях
Балансирование - это изменение распределений вероятностей применения чистых подстратегий в нашей большой смешанной стратегии с целью сделать НЕВОЗМОЖНЫМ подбор оппонентом такой чистой стратегии, что он получает преимущество.
Проще говоря, оппонент всегда нам проигрывает, либо играет в ноль (пока на всякий случай ещё раз замечу, что оптимальная стратегия всегда является неслабалансированной, кроме случая, когда оппонент также играет сбалансированно)
Таким образом, если мы говорим ,что мы играем сбалансированно, то автоматически определяет нашу стратегию (есть теорема о том, что в смешанных стратегиях всегда существует равновесие Нэша, которое показывает нам наборы стратегий участсвующих игроков - все оппы играют сбалансированно и играют в ноль каждый)
Поэтому разговор о сбалансированной игре абсурден - это игра по Нэшу.
Пойдем далее
Когда говорят о сбалансированной игре часто подразумевают неэксплуатируемую , т.е. при любых действиях оппонента мы играем в плюс. Почему вообще возможно такое? Да потому ,что есть мертвые деньги.
На этом подробно останавливаться не буду, если у кого-то из читающих есть вопросы – пишите, разъясню
Поэтому чаще говорят все-таки о балансировании против каких-то оппонентов и о балансировании каких-то линий.
Вообще говоря, баланс не нужен, когда оппонент играет с постоянной во времени стратегией.
Вот простой пример: - игра «камень, ножницы, бумага»
Показывая случайным образом их с вероятностями {1/3,1/3,1/3} мы игру с любым соперником будем сводить в 0.
Но если опп играет например с вероятностями показа камня-ножниц-бумаги {0.33,0.33,0.34}
нам выгодно играть {0,1,0} - то есть всегда выбирать ножницы
Сбалансировано же играть {1/3; 1/3; 1/3}
{0;1;0} – основная эксплуативная стратегия. Вернемся к покеру:против оппонентов с завышенным фолдом на контбет нам выгодно ставить контбеты в 100% случаев!!!
Почему мы так не делаем? Да потому что люди умеют аджаститься, что значит изменение стратегии во времени. Это важно! Аджаститься могут все по разному, у кого-то она неадекватная (переаджаст, когда кто-то переключается на другую, но также эксплуативную стратегию, недоаджаст – когда все равно его выгодно эксплойтить также и торомозоаджаст, когда он приаджастился ,когда мы уже ушли, а он ковыряет через полгода свои руки в ХМе
Даже самый упоротый фиш, играющий с конопляных полей Австралии с 3G модема МТС, находящимся в роуминге что-то заподозрит, если мы будем ставить в него 100% флопов. Это его выбесит и он начнет коллдаунить нас и рейзить кбеты на воздухе.
Мы ставим в него не 100% флопов. Это балансирование линий, лишь приближающее нас к балансу (мы все равно продолжаем играть в эксплуативный покер против стратегии оппа в данный момент времени. Но он может изменить свою стратегию, и наша эксплуативная стратегия перестанет его эксплуатировать и он начнет эксплойтить нас)
Т.е. мы чуть балансируем свои линии, т.к. считаем, что эксплуатируя сейчас его по максимуму (ставя 100% кбетов) мы выиграем меньше, чем от того, что он в будущем меньше изменит свою стратегию и в долгосрочной перспективе нам это принесет больше. Так что балансом в обиходе обычно называют именно это.
Понятно, что чем сильнее оппонент аджаститься, тем больше мы должны балансировать линии и тем слабее мы должны использовать мы его лики, вроде завышенного фолда на 3бет, чтобы он не понимал, что их нужно балансировать (опять же ,если мы считаем, что от него мы получим больше денег при слегка завышенном трибете, чем от 3 трибетов подряд, после которых мы убежим)
Таким образом, мы приходим к тому ,что играть в полноэксплуатируемой стратегии плохо. И чем сильнее оппонент – тем ближе мы должны быть к балансу, достигая его с абсолютно сильным оппонентом.
Резюмируя:
Сбалансированная игра нужна лишь против оппа со сбалансированной игрой (и это достигается в равновесии Нэша)
Чем слабее оппонент, тем более несбалансированной должна быть наша стратегия.
Так что сбалансированная игра – это таки стратегия игры
А вот балансирование игры – процесс выбора таких частот смешанной стратегии, что мы находимся между абсолютно сбалансированной стратегией и между абсолютно эксплуатирующей игрой.
Кстати, это всё порой чуть размывается, за счет того, что мы почти никогда не знаем стратегий оппонента, а всего лишь приближаемся к ним